Со словом «хрусталь» в русском языке связано понятие чистоты, прозрачности, хрупкости. Потому-то и в песнях наших чистая слезинка ребенка, дрожащая на лепестке цветка утренняя росинка, первый тонкий хрустящий ледок по берегам речек зовут хрустальными.
Он и в самом деле удивительно чист, прозрачен и хрупок, этот минерал, имя которого взято из греческого языка и обозначает лед. Древние греки, еще не проникшие в тайну рождения минералов,так и считали, что хрусталь — это окаменевшая вода.
Горный хрусталь — бесцветную, прозрачную разновидность минерала кварца — люди знали давно. Археологи при раскопках находили хрустальные наконечники стрел. Древние греки и римляне охотно употребляли его на поделки: пуговицы, украшения, шары для охлаждения рук. С годами (вернее, с веками) хрусталь пользовался все большим и большим успехом — он стал, пожалуй, самым распространенным драгоценным камнем. В музеях мира можно встретить тысячи разнообразнейших изделий из него — от изящной печатки и вставочки в колечко до самоварчика, выточенного по приказу Петра 1 из целого кристалла.
Спрос на хрусталь был так велик, что на поиски его отправлялись специальные экспедиции.
На Урале горный хрусталь знали и добывали давно — трудно даже установить, с каких пор. Находили его и глубоко под землей — в занорышах пегматитовых жил, и на поверхности — по берегам быстрых уральских речушек. И на Южном Урале, и на Среднем, а совсем недавно и на Северном. Газеты сообщают, что ивдельская партия Уральской съемочной экспедиции обнаружила хрусталеносные зоны в таких районах на западном склоне Северного Урала, где их раньше не предполагали встретить.
Урал выдавал из недр своих такие замечательные кристаллы горного хрусталя, что они до сих пор приводят в восхищение минералогов всего мира своей величиной и красотой. Один из таких кристаллов был найден… на улице старого Екатеринбурга. Он стоял в виде каменной тумбы перед домом и исполнял роль коновязи. Тумбу забрали в музей, очистили от грязи и сняли шершавую «рубашку». Кристалл-красавец весил около полутонны!
Граненый «алмазной гранью» хрусталь с первого взгляда не отличишь от алмаза. Но и сам хрусталь трудно отличить от хорошо приготовленного и ограненного стекла. Не мудрено поэтому, что хрусталь нередко подделывали под алмаз, а стекло в свою очередь — под хрусталь. Но знатока камней не проведешь, он знает, что хрусталь по твердости на три балла ниже алмаза и на два балла выше стекла: проведет подделкой по образцу из шкалы твердости, и обман сразу же обнаружится.
Но время поделок, а следовательно, и подделок из хрусталя, пожалуй, уже прошло — мало кому теперь нужны печатки и кубки, а украшения из искусственных камней научились делать не хуже, чем из дорогих самоцветов.
Зато в технике хрусталь нашел свою вторую жизнь. У него оказалось множество полезных технике качеств. Например, посуда из горного хрусталя не имеет соперников: нагретая до красна, не лопнет даже в ледяной воде. Из расплавленного хрусталя вытягивают такие тонкие нити, что их не увидишь простым глазом и каких ни из какого другого минерала не получишь. Но самое интересное и незаменимое его качество — особенные электрические свойства. Это он, наш уральский самоцвет, помог создать эхолот, охраняющий безопасность кораблей, специальные радиопередатчики, направляющие свои волны в точно намеченном направлении, дефектоскопы, умеющие заглянуть внутрь металлической вещи, если даже она будет несколько метров толщиной.
Из минерала-франта горный хрусталь «перевоспитался» в минерал-работягу.