«Дразнилках впервые появилась в Нижнем Тагиле. Так медеплавильщики бывшего Выйского завода называли сырой деревянный шест, применяемый для перемешивания в печи расплавленной меди. При этом шест обугливался и выделял газ. Проходя через слой меди, газ помогал перемешиванию металла и одновременно улучшал его химический состав.
В печи медь плавилась спокойно. Когда же втыкали в нее шест и газы энергично стремились выйти на поверхность, мель как бы начинала волноваться, бурлить; ее словно «дразнили». Отсюда, вероятно, и пошло название шеста.
С «дразнилкой» произошел интересный случай.
В 1876 году с Выйского завода несколько мастеров перевели на мартеновскую печь Н.-Тагильского металлургического завода. Привыкшие «дразнить» медь, они и со сталью начали поступать таким же образом, хотя применение «дразнилки» здесь как-будто не требовалось.
В то время в Тагил приезжало немало чиновников, инженеров с Других заводов. Услыхав о «дразнилке», они немало смеялись над тагильскими мастерами.
Во второй половине девяностых годов в Тагиле побывал видный специалист с Александровского сталелитейного завода (из Петербурга). Он увидел «дразнилку» и, как специалист, сразу же оценил ее и применил этот метод на своем заводе, а потом «дразнилка» перешла и на Обуховский
На столичных заводах ее увидел инженер со знаменитого в то время пушечного завода Виккерса из английского города Шеффилла. Тагильская выдумка там была встречена доброжелательно.
И вот, спустя почти 35 лет, «дразнилку» применили на Кушвинском заводе. Показывая в 1910 году «дразнение» стали профессору Петербургского горного института В. Е. Грум-Гржимайло, кушвинцы хвастались, что эта заграничная новинка позаимствована ими на Обуховском заводе, а те, в свою очередь, взяли на заводе Виккерса в Англии.
Ученый-металлург Грум-Гржимайло 18 лет проработал на заводах Тагильского горного округа; конечно, не раз видел своими глазами применение «дразнилки» и доподлинно знал, где она применена впервые.
«Это хороший пример для изучения путей и скорости распространения русских идей в русской технике», — ответил он на похвальбу кушвинских «новаторов».
Так остроумная техническая идея, впервые в мировой практике примененная тагильскими мастерами, дошла до Англии, побывала в других странах и вернулась обратно на Урал, но уже под видом заграничного технического новшества.
Кстати, следует упомянуть, что «дразнилка» выручила еще раз тагильских мастеров в наше, советское, время. В 1931 году на заводе имени Куйбышева отливали медные фурмы для доменных печей Магнитогорского металлургического комбината. Требовалось довести медь до чистоты 99,5 процента. Долго это не удавалось литейщикам Тогда-то бывший медеплавильщик Выйского завода Петр Николаевич Грачев и вспомнил о давно забытой «дразнилке». Применив старый способ, он добился чистоты в медных отливках 99,7 процента. Отлитые в Тагиле фурмы были самыми лучшими.