Образ советского воина всегда привлекал внимание наших художников: живописцев, графиков, скульпторов. ( Представителей разных родов войск Советской Армии можно увидеть не только на широко известных монументальных полотнах и в скульптурах, но и в произведениях искусства малой формы; на почтовых марках, на открытках, на спичечных этикетках, но впервые очень широко изображение советского воина появилось на бумажных денежных знаках.
В тяжелые годы гражданской войны, когда одни районы Советской России оказались захваченными интервентами и белогвардейцами, а другие — были отрезаны от центра России, от Москвы, Советская власть на местах вынуждена была выпускать свои денежные знаки в виде краткосрочных платежных обязательств, бон, чеков, казначейских и кредитных билетов.
Такой кредитный билет чрезвычайного выпуска вы видите на третьей странице обложки вверху Для нас, уральцев, он представляет особый интерес. Этот билет появился в 1918 году в Екатеринбурге (Свердловске). Как видно из текста на самом билете, он был выпущен по постановлению областного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов. Кроме того, этот денежный знак интересен и тем, что на нем появилось первое изображение советского воина.
На другом денежном знаке, 1923 года, когда уже образовался Союз Советских Социалистических Республик, мы вновь видим изображение советского воина. На билете в 25 тысяч рублей воспроизведена одна из очень популярных скульптур нашего земляка уральца И. Д. Шадра—красноармеец в буденовке. Скульптурные бюсты рабочего, крестьянина и красноармейца были созданы Шадром по заказу Гознака и продолжительное время изображались на денежных знаках, почтовых марках, открытках и облигациях. Сейчас эти скульптуры хранятся в Третьяковской галерее.
В 1938 году наша страна отмечала двадцатилетие Советской Армии. В знак уважения и признания ее заслуг перед народом на новых государственных казначейских билетах опять появились изображения советских воинов. На трех-рублевом билете мы видим двух пехотинцев в походном обмундировании, на билете пятирублевого достоинства — портрет летчика.
Если искать какую-то связь с Уралом и в данных образцах, то нужно сказать, что бумага для этих денежных знаков изготовлялась у нас, на Урале,— в крупнейшем центре бумажной промышленности, в Краснокамске.
Ю. Сакнынь
КОШКА-НАСЕДКА
Это случилось в поселке Сосьва, Серовского района. С самого утра во дворе дома Александры Яковлевны Кеккелевой начался переполох. Куры с криком взлетели на забор, а перед крыльцом бегала встревоженная наседка. Виновницей переполоха была кошка.
Хозяйка дома в тесном уголке, под крыльцом, посадила наседку. «Пусть сидит в секретном месте, — решила Александра Яковлевна.— Сюрприз будет для семьи»! Однако гнездо быстро рассекретили. И кто? Кошка Маркиза. Она выгнала из него наседку и как ни в чем не бывало уселась на яйца.
— Ах, ты, безобразница! — ругалась Александра Яковлевна!
Она в этот день несколько раз сгоняла с гнезда кошку, била ее, но все напрасно. Маркиза согнала курицу и на второй день и на третий. Она почти не покидала своего места и находила в этом явное удовольствие.
И вдруг при очередной проверке Александра Яковлевна не обнаружила ни кошки, ни яиц. Она бросилась разыскивать Маркизу и нашла ее на кровати. Кошка лежала и зализывала на себе пушистую шерсть.
— Вот ты где, негодная!
Хозяйка схватила Маркизу и с силой бросила на пол. И вдруг увидела, что на том месте, где только что лежала кошка, копошились желтенькие цыплята.
— Ну и дела! — только и могла произнести Александра Яковлевна,
Под кроватью в уголке она устроила для цыплят что-то вроде гнезда. В этот день Маркиза впервые поела из добрых хозяйских рук свежую рыбу и спокойно ушла к своим воспитанникам.
Так проходили дни за днями. Кошка с полным знанием дела ухаживала за цыплятами. Днем она прогуливалась вместе с ними по комнате, а к вечеру вела в гнездо, где, прижавшись к теплой шерсти Маркизы, цыплята быстро засыпали.
Иногда кошка выскакивала на улицу и через несколько минут возвращалась с живым мышонком в зубах. Она выводила цыплят на середину комнаты, отпускала мышонка, но «бестолковые» цыплята даже не думали ловить его. Тогда Маркиза умертвляла добычу и предлагала цыплятам полакомиться. Напрасно. Не имели успеха и пойманные за огородом лягушки.
К концу лета цыплята стали взрослыми. Значительную часть времени они проводили с курами. Но Маркиза всегда была с ними. Обычно она взбиралась на ворота и сверху наблюдала за семейством. Ни один коршун не мог броситься на цыплят. У них была верная защита.
В холодные осенние дни Маркиза затосковала. Напрасно она подходила к молодым курам: они уже не обращали на нее никакого внимания.
Л. Кеккелев