Что великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин по приказу Николая I в 1818 году был выслан в Вятку,— это знают все, читавшие биографию писателя. Но далеко не все знают о том, что он побывал и на Урале — провел около трех месяцев в путешествии по Прикамью.
Как известно, в Вятке Салтыков-Щедрин служил в канцелярии губернатора, выполняя разные поручения. В 1854 году ему поручили расследовать рапорт сарапульского городничего, доносившего, что в городе скрывается беглый раскольник Ситников. По этому рапорту в канцелярии вятского губернатора завели дело № 635, а Салтыков-Щедрин выехал в Сарапул расследовать его. В начале ноября он сдал дело в канцелярию со своим заключением — «как маловажное». Однако ретивый ревизор Министерства внутренних дел Свечин, ознакомившись, с делом, нашел его немаловажным и дал ему новый ход.
Царское правительство жестоко преследовало раскольников. И не только по религиозным мотивам. Среди раскольников стали возникать секты, которые под религиозной маской оказывали сопротивление царским чиновникам. Секта бегунов, например, проповедовала не жить на одном месте и барам не принадлежать. Секта неплательщиков отказывалась платить подати. И так далее.
Салтыкову-Щедрину поручили, в связи с «доследованием» дела объехать почти все Прикамье и собрать материалы о раскольниках.
17 декабря 1854 года он был уже в Глазове, а 23 декабря — в Перми. В Перми по улице Луначарского (быв. Вознесенская) под № 37, сохранился, дом, в котором писатель дважды останавливался в тот год. Сохранились, вероятно, такие дома и в большинстве населенных пунктов, которые посетил он.
26 декабря Салтыков-Щедрин был в Гайнах с. однодневной остановкой на пути в Кудымкаре, 28 декабря — в Даниловке. Еще через два дня — в Чердыни, где встретил Новый год. Далее его маршрут проходил так: Соликамск (2 января) — Усолье (4 января) — Ильинск (5 января).
12 января 1855 года Салтыков-Щедрин снова в Перми. На этот раз здесь он пробыл до начала февраля, выезжая в отдельные поселения раскольников — Григорьевское (Нытвенского района), Губаново, Вознесенское, Сепыч, Путине (Верещагинского района), Очер, Лужково, Морозове, Дворец (Очерского района), в Карагай и Сиву.
Оставив Пермь, Михаил Евграфович выехал в Осу. 16—11 февраля провел в Ножевке (Еловский район). До 15 февраля пробыл в Сарапуле. 15 февраля посетил Камбарку. 16 февраля — снова Сарапул. В начале марта был уже в Казани.
8 декабря 1855 года Салтыков-Щедрин сдал в канцелярию губернатора восьмитомное дело о раскольниках—итог своей поездки. На составление его он потратил 13 месяцев и проехал в зимних условиях около 2500 километров.
Мы специально указали населенные пункты и даты приезда в них писателя, чтобы наши читатели поискали здесь следы его пребывания.
А само «дело» еще ждет своего исследователя. Оно, безусловно, интересно: ведь в нем могут встретиться страницы ценных наблюдений писателя над жизнью нашего края.
А. Шарц
НА РОДИНЕ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА
Вид на Шихан.
„Мы… забирались на самую вершину Шихана, чтобы отсюда досыта налюбоваться широкой горной панорамой Мы. просиживали целые часы, любуясь зелёным морем родных гор, исчерченных бойкими горными речками…“
Д. Н. Мамин-Сибиряк, „Зеленые горы»
Геологи на Чусовой.
Мамин-Сибиряк много раз бывал на Чусовой и предсказывал этой реке большое будущее.
Тайга.
„Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных линий, за бархатную зелень красавиц-пихт, за торжественную тишину, которая всегда царит в нём“.
Д. Н. Мамин-Сибиряк, „Золотуха»
«Родина —наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче —любил повторять писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Лучшие свои произведения посвятил писатель Уралу, его трудолюбивым талантливым людям, его могучей суровой природе.
Много материалов для творчества дал Мамину-Сибиряку Висимо-Шайтанский завод, где он родился и вырос.
Посёлок Вйсимо-Шайтанск расположен. в 40 км от Нижнего Тагила. И сейчас в нём сохранился старый деревянный дом, о котором с любовью вспоминал писатель. Как сейчас вижу старый деревянный дом, глядевший на площадь пятью большими окнами» — рассказывал он.
Рядом с домом Маминых в маленькой скромной избушке размещалась школа Висимо-Шайтанского завода, в которой учился Дмитрий Наркисович. Висим окружают красивые горы, покрытые лесом. По лесным тропинкам и каменистым кручам часто бродил в детстве и юности писатель. Он горячо любил уральскую природу, считал её самой красивой. После поездки на Кавказ Дмитрий Наркисович писал своим родным: «Был на Машуке —любовался, а наш Висим всё-таки лучше».
Дом Емели-охотника в туляцком конце Висима. Наши читатели любят чудесный рассказ Мамина-Сибиряка „Емеля-охотник″. Старика Емелю писатель хорошо знал в детстве и рассказал о нём в своих воспоминаниях „Из далёкого прошлого».
Река Межевая Утка — любимое место прогулок писателя.
Писателя только огорчало, что мало ещё были разведаны сокровища уральских недр и уральские промышленники хищнически использовали богатства Каменного пояса.
Сейчас облик Висима изменился, еще более изменились люди. Октябрьская революция принесла в глухой медвежий угол новую жизнь. Но жители Висима помнят и любят своего замечательного земляка. Его имя носит висимская школа, его книги занимают почетное место на библиотечных полках, а в прошлом году в доме Маминых была открыта комната— начало мемориального музея писателя.
Неутомимый народ — геологи настойчиво проникают в глубину уральских недр. Их буровые вышки можно увидеть в самых неожиданных таёжных местах: богатства Урала нужны народному хозяйству страны.