Два дня мы с трудом пробирались по густым ельникам, буреломам, болотам. Порой приходилось идти по таким топким местам, где под ногами колыхалась земля, хлюпала вода. Ноги по колено вязли в мягком водянистом мху. Перешли лесные речки Утьву, Чугрем и Шушару. Только на второй день, к вечеру, перед нами открылась широкая ровная блестящая полоса. Это и было озеро Адово.
Побывать здесь нам хотелось давно. Об озере мы слышали легенды, сказки. Одну из них нам по пути рассказал лесничий.
Давным-давно жил в лесу царь. У него дочь была, красавица. И в озере Адовом тоже жил царь, а у него сын. Водяной царь захотел сосватать за своего сына дочь лесного царя. Но отец невесты отказал сватам: «Не отдам,— сказал он.— свою дочь-красавицу за сына водяного царя. Не хочу с ним родниться. Богатства у него мало».
Зло и обида взяли тогда водяного царя, и он приказал сыну украсть невесту. Жених так и сделал. В одну из темных ночей вышел из воды, разыскал в лесу невесту и увел ее с собой в озеро. Потерял царь лесной дочь и решил отомстить своему врагу. Вышел он на берег, к владениям водяного царя, а тут вся вода в озере ходуном заходила, волны бешеные на встречу покатились, брызги в небо от них полетели, буря страшная поднялась. Постоял царь лесной, посмотрел да промолвил: «Быть тому… Невелико богатство у водяного царя да силища непомерная»,— и… отступил. А дочь его красавица стала женою сына водяного царя. С тех пор она каждый раз в полночь выходит на берег и плачет горькими слезами. А отец ее, царь лесной, назвал озеро Адовым.
Несмотря на жаркую, почти безветренную по году навстречу нам по озеру плыли большие пенистые волны. Они с шумом закатывались под низкий берег и, бурля, колыхали его вместе с под ступающими вплотную к воде карликовыми березками и сосенками, которые качались, словно маятники стенных часов. На волнах то тут, то там мелькали стайки диких гусей и уток, в воздухе кружились крикливые чайки. На солнце сверкали белые листья кувшинок.
Скоро ветер стих, волн не стало, и мы заметили на воде черное пятно. Оно медленно двигалось от противоположного берега. Что это? Около часа мы прождали на берегу. Когда черное пятно приплыло к нашей стороне, оказалось, что это широкий толстый пласт торфа, видимо, оторвавшегося от берега.
Недалеко от берега мы нашли покосившуюся низенькую охотничью избушку, которая на половину вросла в землю. Построена она была без пилы, одним только топором. В ней, наверное, лет десять-пятнадцать назад и жил старик-охотник, о котором нам также рассказывали.
В избушке пахло сыростью. В черной закоптившейся стене светился маленький квадратик окна. К двум противоположным стенам были приделаны лавочки, в середине, на земляном полу — кучка золы. Видно было, что на этом месте разжигали костер. Маленький огонек разожгли и мы. Стало светлей.
Ночью мы вышли из избушки и пошли к озеру. Интересно, как оно выглядит в это время. Когда подошли к берегу, увидели на воде несколько белых точек.. Кто такие? Нечего греха таить — страшновато было. Кругом темно. Ни звука . Место глухое. Вспомнились сказки и легенды. Быстро пошли обратно в избушку. А рано утром снова вышли на озеро. Опять белые точки плавают. Но сейчас уже светло и хорошо видно, что это, конечно, не русалки, а лебеди. Заметив нас, они высоко подняли головы и не спеша поплыли к середине озера. Мы долго смотрели на белых красавцев-великанов, слушали их негромкий, плавный разговор: «Кли-кли-клу! Кли-кли-клу!»
Адово озеро чуть-чуть продолговатое, похожее на гигантское гусиное яйцо. Оно расположено в северо-западной части Коми-Пермяцкого национального округа, в развилке между верховьем реки Камы и ее притоком Весляной. Это самое большое озеро в округе.