Живая находка
В 1708 году, по поручению бристольских судовладельцев, в кругосветное плавание на двух судах отправился английский моряк Вуд Роджерс.
Это плавание, совершенное на двух судах, обогатило не столько науку землеведения, сколько бристольских судовладельцев, но, тем не менее, оно представляет известный интерес и с чисто географической точки зрения.
Кроме того, это плавание имело совершенно неожиданные последствия для мировой литературы благодаря одному незначительному самому по себе случаю, о котором мы сейчас расскажем.
Суда Роджерса отплыли из Бристоля 2 августа. Спустившись вдоль берегов Бразилии на юг до Фалькландских островов, оба корабля достигли затем 60-го градуса южной широты.
Обогнув конечную точку Южной Америки — мыс Горн — Роджерс направился к острову Хуан Фернандец, где намеревался запастись пресной водой и свежей провизией. Однако вследствие того, что точное положение этого острова не было известно, Роджерс отыскал его лишь 1 февраля.
Когда корабли Роджерса приблизились к острову, мореплаватели, к своему большому удивлению, заметили на нем дым, происхождение которого они никак не могли себе объяснить, так как остров этот считался необитаемым. Первоначально моряки подумали, что где-нибудь в соседней бухте укрываются испанские или французские корабли. Так или иначе, на остров была послана шлюпка с матросами.
Вскоре шлюпка вернулась обратно и в ней оказался лишний человек, которого матросы забрали с острова. Человек этот был одет в козьи шкуры, сшитые им самим, и казался совершенно одичавшим.
С трудом удалось выяснить, что человек этот — шотландский матрос, который четыре с половиной года назад, после ссоры с капитаном, был высажен на этот пустынный остров. Он именно и зажег огромный дымовой костер, чтобы обратить на себя внимание людей на кораблях.
Одичавший матрос с грехом пополам рассказал, что прожил все это время в полном одиночестве. Его высадил на берег, дав ему ружье, немного пороху, табаку, котел, нож, топор и небольшой запас белья. Матрос старался устроиться на острове с возможным для его положения удобством, но первое время сильно страдал от одиночества. Затем он выстроил две хижины в разных частях острова, чтобы не возвращаться назад, если он заходит далеко в своих блужданиях и охотах. Питался он разными кореньями, так как фруктов на острове не было, и мясом диких коз, которых на острове водилось множество.
Когда у него вышел весь порох и стрелять стало нечем, он стал охотиться на коз просто с палкой и при этом научился бегать так быстро, что мог догонять их на расстоянии сильно брошенной палицы, которой он метил в голову животного. Несколько позже он додумался до приручения коз, ловя их маленькими.
Когда невольный отшельник износил свое платье, белье и башмаки, то стал шить себе одежду из козьих шкур, употребляя для этого вместо иглы гвоздь.
В продолжение этих четырех с половиной лет, проведенных на острове, матрос до того разучился говорить, что команда судов Роджерса с трудом понимала его речь.
Роджерс взял белого дикаря с собой на корабль и по окончании своего плавания доставил его на родину в Шотландию.
Вопрос. Чем же замечателен столь незначительный случай с находкой полуодичавшего моряка на пустынном острове и как имя этого матроса?
Река-странница
Немного рек играли такую исключительную роль в жизни народов, какая выпала на долю великой реки-странницы. На протяжении тридцати веков ее воды питали десятки великих государств. Поднявшись до зенита своей славы и могущества, они разрушались, уступая место другим. Между существованием тех или других проходили иногда целые полосы исторического безвременья, когда на месте фруктовых садов, возделанных земель и архитектурных памятников простирались одни лишь развалины и бесплодные пески.
За добрую тысячу лет до нашего летоисчисления на берегах этой реки находился один из центров мировой цивилизации — Бактрия, родина мудреца Востока Зороастра, часть великого Ассирийского царства. С течением времени река-странница ушла от этой столицы на целые 50 километров, уклоняясь шаг за шагом к востоку.
С именем этой реки-странницы связаны исторические имена Семирамиды, Кира, Александра Македонского.
Полоса исторической непогоды, затмившей былую славу этого края, сменилась расцветом нового государственного организма — арабским Хорезмом, не уступавшим другим центрам мусульманской цивилизации — Багдаду и Кордове, которая была родиной лучших путешественников и ученых первой половины средних веков. Ведь испанские арабы исколесили всю Африку, забираясь в такие дебри черного материка, куда не ступала даже нога вездесущих римлян. В то же время их соплеменники с берегов великой реки-странницы проникли на реку Каму к жившим там болгарам и даже в славянский Куябу (Киев). Лучшие книги о камских болгарах и южных славянах принадлежат именно двум арабским географам Хорезма.
Хорезмский султан Санджар, восстановитель древнего Мерво, расчистил старые оросительные каналы бактриян и равнины великой реки-странницы, этого Нила Средней Азии, опять стали спорить своим изобилием со страной фараонов.
Здесь же, на берегах реки-странницы, разыгрался и последний акт загадочной исторической драмы. Могущественное арабское государство, вооруженное всеми средствами тогдашней науки (арабам был ведь известен порох, который они применяли для минной обороны своих крепостей), не могло устоять против несметных полчищ кочевников-тюрков, вышедших из глубины южно-сибирских степей, из страны мрака и холода Турана.
В цветущих оазисах, где высились стройные минареты — обсерватории арабских астрономов и шумели сложнейшие водоподъемные машины, появились кибитки и стада кочевников тюрков. Опустели многолюдные города, степной ветер занес песками оросительные каналы, бравшие свое начало из реки странницы, и место арабов на долгие веки заняли прирожденные кочевники.
С тех пор около семи веков река-странница катила свои волны по пустынным пространствам, пока не пришли большевики, которые стали вновь возрождать запустевшую страну.
Помимо нашествия кочевников, видную роль в гибели арабского государства сыграла и сама река-странница. Наибольшие ее капризы и уходы из населенных оазисов и городов ослабили арабов полосой сильных недородов и тем самым помогли кочевникам вытеснить их и одолеть.
Такова была роль великой реки-странницы в летописи азиатских народов, роль совершенно исключительная. Недаром за десятки веков о ней создалась такая огромная литература, какой нет ни об одной другой реке, если не считать Нила.
О ней говорят и китайские хроники 13 века, о ней пишет в своих дневниках путешественник Марко Поло — первый европеец, попавший в заоблачные выси Памира и Гиндукуша.
Однако немалая доля этой славы обязана своим происхождением именно капризному нраву реки-странницы, коварным изменам доверившемуся ей человеку. Подвижность ее русла прямо-таки изумительна. Во время разливов, которые бывают три раза в год, за два-три дня она передвигается на целые сотни метров в сторону и намывает целые острова. Но там, где она найдет терпенье и проявит некоторую устойчивость своего русла, после ее разливов получаются сказочные урожаи.
Вопрос. Что же это за река-странница и где она протекает?
В мире игрушечных вулканов
Среди степи возвышается круглый, плоский, как перевернутый таз, холм около километра в поперечнике и высотой не более десяти метров.
Этот холм был когда-то большим грязевым вулканом. Он потух, оставив после себя многочисленное потомство: вся плоская верхушка холма усажена множеством крошечных вулканчиков.
Их до 130 штук.
Некоторые из них всегда оживлены и заняты суетливой деятельностью. В их жерлах, величиной с медный пятак, безостановочно бурлит жидкая грязь. Другие вечно брюжжат и плюются. Иногда они расплевывают всю свою слюну и по старчески кашляют: «пхе, пхе». А некоторые по временам издают такой звук, словно они чем-то подавились. В остальных жерлах грязь спокойна. Редко-редко на ее поверхности вспухнет пузырь, надуется и лопнет. Если такому лентяю сунуть в кратер руку, то в глотке у него заклокочет, он начнет весело пускать пузырь, а немного грязи перельется через его край.
Вулканчики эти замечательны тем, что в миниатюре воспроизводят своих настоящих собратий. Вы увидите у них правильные конусы извержений. У некоторых стенки изрезаны дождевой водой, у других на склонах сидят кратеры-детеныши и плюются не хуже своих родителей.
Но не всегда так мирно ведет себя газообразный холм. Случается, что сильный напор газов внезапно подбросит в воздух целый кусок засохшей грязи, из отверстия с шумом вырывается жидкая грязь, а по ночам на месте извержения видно высокое зарево.
Каковы же причины действия грязевых вулканов?
Глубоко в недрах земли происходят грандиозные химические процессы, образуются углеводороды. Накапливаясь в огромных количествах, газы эти ищут выхода на поверхность земли и постепенно прорываются сквозь толщи пород. По пути они встречают скопления воды и вступают с ней в союз. Перед самым выходом на дневной свет вода и углеводороды врываются в мягкие глинистые породы, разрыхляют их, превращают в грязь и выкидывают на поверхность земли. На местах прорывов возникают грязевые вулканчики.
Грязевые вулканы существуют лишь в немногих местах земною шара: на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Индо-Китае. На Зондских островах и в Центральной Америке. Но этот мир вулканчиков самый интересный и многочисленный.
Вопрос. Где же находится этот мир вулканчиков и можем ли мы его наблюдать?
ОТВЕТЫ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ, ПОМЕЩЕННЫЕ В № 4
Какой это курорт?
Дано описание Нижнесергинского завода, большая сплавная река — Бардым. Курорт — Солонец.
Человек с луны
Человек с луны — русский путешественник Миклуха Маклай. Остров, на котором он жил среди папуасов — Новая Гвинея.
Втроем к Северному полюсу
Корабль полярной экспедиции «Фока», полюсоискатель — Седов, который в 1914 году предпринял это путешествие. Спутник его — геолог Визе, ныне профессор, исследователь Арктики, и художник Пинегин, автор ряда книг об Арктике.
РАБОТА ГЕО-СЛЕДОПЫТОВ В 1935 ГОДУ
(См. карту на обороте)
Гео-гидро-геодезический трест
Не так просто открываются сокровища природных богатств Урала. Много сил, знаний, энергии и средств должен затратить гео-разведчик, чтобы отвоевать их для нужд бурно растущей промышленности.
Ранней весной начинается подготовка к работам и, как только растает снег, скрывающий дары природы от зорких глаз исследователей, начинается интенсивная работа.
Первое место среди работ, проводимых в 1935 году Уральским геолого-гидро-геодезическим трестом, заняли поиски и разведки месторождений хромита.
Хромитная руда служит сырьем, из которого получается ряд высококачественных специальных сталей. Чтобы получить их, хромиты плавят вместе с железом, никелем, ванадием, вольфрамом и т. д. Полученные сплавы и представляют собой тот ценнейший материал для машиностроительной промышленности, в котором так нуждается наша страна, так как производство этих сталей освобождает ее от необходимости приобретать их за границей.
Весь Урал охвачен поисками и разведкой хромита. Поисково-съемочная партия выезжает в Усть-Уйский район. — В среднем Урале работают несколько партий. Исследуется Ключевское месторождение. Оно находится близ станции Косулино, Пермской железной дороги.
Большие работы ведет трест в Алапаевском районе. Там в проходке глубокие шурфы и работают станки механического бурения.
Около самого Свердловска, в районе Нижне-Исетской дачи, на Шайдуровском хромитовом месторождении работает разведочная партия, которая должна окончательно исследовать его и определить его значение.
В Верхнейвинском районе проверяются старые выработки и ищут новые хромитовые точки. В этом районе на участке «Лешачьи Лога» раньше добывались особенно ценные сорта руды. Вот почему такое внимание уделено старым выработкам.
Приступают к работам по изысканию хромитов и в 10—12 километрах от г. Невьянска. Разведочная партия готовится выехать на Саранское месторождение. Ей дано задание проверить и переоценить старые выработки и разыскать новые точки. Сарановское месторождение—одно из крупнейших в мире и известно еще с первой половины XIX столетия.
Основной упор разведочно-поисковых работ взят на месторождения Южного Урала. Это горы «Верблюжья» и «Полтавка». Сюда же относятся и месторождения Ак-Каргинской группы, Шевченское, Каменецкое и другие.
Работникам геологоразведочных партий приходится работать в малонаселенной степной местности, удаленной от ближайшей железнодорожной станции Броды, Троицко-Орской железной дороги, за 130 километров.
Несмотря на тяжелые условия: отдаленность, снежные заносы, бураны, разлив Тобола, отсутствие стройматериалов, кадров, рабочей силы и пр., коллектив партии успешно борется за выполнение задания.
Особенность борьбы за хромиты та, что из-за острого недостатка разведанных участков этого полезного ископаемого вслед за разведкой сразу же начинается добыча руды. Это возлагает на Уральский геолого-гидро-геодезический трест большую ответственность и вносит изменения в методику работы.
Второе место в исследовании недр Урала в 1935 году занимают работы по выявлению месторождений самоцветов. Уральские камни получили широкую известность не только в СССР, но и в мировых камнеобрабатывающих центрах.
Однако, в дореволюционный период не изучались месторождения драгоценных цветных и поделочных камней, несмотря на то, что они в то время были в большом ходу за границей.
Месторождения самоцветов и поделочных камней распространены по всему Уралу. В настоящем году работы ведутся на Семенинском месторождении аквамарина и аметиста. Этими работами заканчиваются двухлетние разведки с целью дать к концу 1935 года окончательную оценку месторождения в отношении самоцветов, пьезокварца и керамического полевого шпата.
Семенинское месторождение принадлежит к группе Адуйских месторождений. Оно расположено в 60 километрах от Свердловска близ села Н.-Деревни. Разведочные работы проводятся путем прохождения шахт и горизонтальных выработок.
Кроме Семенинского месторождения, с мая 1935 года начались геолого-поисковые работы на месторождения бериллов и топазов около деревни Шайтанка (копь «Мокруша»).
На этих месторождениях намечено провести поисковые работы на большой площади. Все работы приходится начинать со съемки для того, чтобы избежать ошибок в дальнейшем. В первую очередь должны быть засняты площади крупных промышленных центров.
Вот почему в этом году большое внимание уделяется трестом съемочным работам.
Намечены работы в следующих районах:
- Карбоновые полосы западного (Кузино) и восточного (Полтавка) склонов Урала.
- Бассейн реки Сосьвы.
- Отдельные участки промышленного Урала, в связи с потребностями промышленности (сюда надо отнести съемку медной полосы Кабаковского района).
Окончание съемки г. Свердловска и Каменец-Челябинская съемка.
Последняя область работ — угольные месторождения. Будут работать три партии:
1) Челябинский буроугольный бассейн,
2) Егоршинский антрацитовый район и
3) Елкинский буроугольный район.
Во всех районах будет проведена детальная разведка.
Вот, коротко, о работах, которые проводит в 1935 Уральский геолого-гидро-геодезический трест по заявкам промышленных и хозяйственных организаций.
В летнем сезоне 1935 года на Урале работают следующие партии гео-гидро-геодезического треста: Устейская, Сарановская, В.-Нейвинская, Тагило-Невьянская, Алапаевская, Шандуровская, Ключевская, Уйская, Полтавская, Южно-Уральская, Егоршинская, Елкинская, Копейская, Адунская, Мокрушинская, Шайтанская, Сосьвинская, Кабаковская, Ишимская, Челябинская, Свердловская, Каменско-Челябинская, Кузинская.