Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Бывают ли землятресения на Урале

Был со мной случай в 1916 году, на Урале. Сидел я в домике недалеко от железнодорожной линии. Сидел, глядел в окно, задумался о чем-то. А глазами машинально проверял параллельность перекладины в оконной раме и рельса. Чуть-чуть головой качнешь и перекладина закроет рельс.
И вдруг вижу: рельс и перекладина перекрещиваются под углом. Я помигал, потер глаза пальцем, смотрю — угол! И еще больше! Даже страшно стало. Я зажмурился, посидел так и опять поглядел. Рельсы и перекладины были параллельны. Целый час я успокоиться не мог. Чего это ради галлюцинации у меня появились! Коли уж и геометрия не геометрия, то во что же тогда верить можно?
А вечером пришел приятель из города и говорит:
— Ты знаешь, в городе сегодня землетрясение было.
— Днем,— закричал я,— так часу во втором?
— Да, в это время. У меня бутылка упала со шкафа
Я так обрадовался, что даже закричал.
А приятель понять ничего не мог.
К счастью, на Урале не бывает больших «тектонических» землетрясений, т. е. таких, которые вызываются ростом гор.
Есть участки земной коры, где горообразование продолжается. Складки налезают одна на другую, происходят раз ломы и сбросы громадных участков. Рост гор происходит медленно и незаметно для человеческого взора в течение тысячелетий и миллионов лет. Но время от времени случаются катастрофы— молниеносные нарушения залегания пластов. Тогда за несколько секунд разрушается целая цветущая страна и погибают сотни тысяч населения. Мессинское землетрясение 1908 года продолжалось пять секунд, а погубило 130 000 человек в одной только Мессине (Южная Италия).
Для краткости назову еще только два примера. У многих на памяти крымское землетрясение 1928 года. А это лишь отголосок колоссального сброса, который рассек пополам Крымские горы во времена для человечества незапамятные, но во всяком случае в нашу геологическую эру. Тогда люди на земле уже существовали. И вот с тех пор земля в Крыму еще не может успокоиться.
Другой пример — японские землетрясения. Японские острова с точки зрения геолога — молодые острова. Они возникли, как подводный хребет в четвертичную эпоху. Значит, первобытный человек мог видеть на их месте еще гладкую морскую поверхность. Поднятие Японии продолжается и сейчас и будет продолжаться, пока ее острова не сольются с Камчаткой, с азиатским материком. Потому и колебание земной коры на этом участке—обычное и неизбежное явление.
А Урал— хребет старый. Он закончил свой рост в палеозойскую (древнюю) эру и с тех пор только размывался и разрушался. Последние судороги его давно прекратились.
Но что же служит причиной тех небольших уральских землетрясений, которые способны уронить бутылку со шкафа, лопнуть ставней и раскачать висячую лампу?
Причина их — вода.
И вот почему. Во многих местах Урала известны пещеры. Они появляются от размывания водой известняка или гипса. По дну пещер и по соединяющим пещеры узким ходам текут целые реки воды.
Шахтерам Кизела эти подземные реки— вечная угроза. За углем приходится проникать ниже слоев известняка, и шахта всегда может наткнуться на пещеру. Тогда воде откроется путь прямо в шахту.
Река Сим на Южном Урале — интересная река. Сначала она течет, как и всякая горная река, с пеной и брызгами, играющими в солнечных лучах. Но дойдя до горы Эссюм, река не сворачивает в сторону, а шумно врывается в бездну, которую давно уже пробила себе в известняках горы. Под горой Сим исчезает и показывается на поверхность только через километр, за горой. Там она выбивается из известняков несколькими ключами. Воды ключей соединяются вместе, и река опять течет, как ни в чем не бывало.
Весной, когда Сим особенно полноводен, вся его вода не вмещается в подземное русло и часть потока направляется в обход по осыпям и между скал.
На берегу Сима в горе Ямазета есть большая пещера со многими коридорами, залами и озерами. Говорят, в ней скрывались во время восстаний целые отряды башкирских войск. В песке внутри пещеры находят кости зверей и людей.
Более известны Сугомакская пещера близ Кыштыма и Кунгурская ледяная пещера в гипсовых толщах.
А в глубине, неведомые нам, есть наверно еще большие пещеры. Если потолок такой пещеры, поомытый водой, обрушится на пол, а за ним и все верхние слои подвинутся вниз, то дрожь пройдет по горным породам на километры вокруг.
А когда заваленная пещера очень уж велика, то окрестные горы даже качнутся на миг.



Перейти к верхней панели