200 лет тому назад с целью отыскания морского пути из Европейской России в Сибирь и на Дальний Восток русское правительство снарядило Великую северную экспедицию. Она должна была исследовать берега Полярного моря от Архангельска до Берингова пролива. Тогда еще не мыслили единого сплошного рейса северо-восточным морским путем в течение короткого полярного лета, а потому исследование это было решено произвести по частям. Одна экспедиция должна была исследовать путь от Архангельска до устья реки Оби, другая— от Оби до устья Енисея, третья — от устья Лены до Енисея, четвертая — от Лены на восток до Берингова пролива.
В 1734 г. из Архангельска вышли лейтенанты Павлов и Муравьев, а из Тобольска к устью Оби спустился лейтенант Овцын. В следующем, 1735 г.
из устья Лены на запад к Енисею отправился лейтенант Прончищев. Одновременно с Прончищевым из устья Лены на восток вышел лейтенант Лассониус, который вскоре умер от цынги, и начальство над экспедицией перешло к лейтенанту Лаптеву. В 1736 г. лейтенанты Малыгин и Скуратов были отправлены из Архангельска продолжать исследования Павлова и Муравьева. Они достигли Карской губы через Югорский шар и зимовали в устье, а на следующее лето им первым удалось обогнуть полуостров Я-мал, откуда они затем прошли в Обскую губу и по Оби поднялись до Березова.
Лейтенант Овцын, в свою очередь, после трудного плавания добрался до устья Оби в устье Енисея и произвел съемку берегов. Лейтенант Лрончищев, на обязанности которого лежало исследование побережья от устья Лены до устья Енисея, был менее счастлив. Он не выдержал трудностей полярного плавания и умер в пути близ устья Оленек. После его смерти начальство над экспедицией принял его штурман. Этот штурман обследовал побережье Таймырского полуострова. В это время лейтенант Харитон Лаптев прошел от Хотангского залива до р. Таймыр и, спустившись по ней, прибыл к побережью Таймырского залива. Летом 1741 г. Лаптев и наш штурман встретились межту устьями рек Пясины и Таймыра. В 1742 г. штурман, о котором идет речь, совершил сухопутное путешествие вдоль Таймырского полуострова, и достиг 19 мая самого северного мыса Таймырского полуострова, который считался тогда самой северной конечностью азиатского материка. Эгот мыс был назван впоследствии именем скромного штурмана, который за свои заслуги не получил даже повышения в чине, что было сделано, однако, по отношению к другим привилегированным начальникам этих экспедиций. Ведь он не был дворянином, а лишь простым штурманом.
ВОПРОС: Как же имя этого отважного штурмана, у которого внезапно в нынешнем году объявилось целое небольшое полярное племя потомков, насчитывающее всего 104 человека, и как называется открытый им мыс?
В ПОГОНЕ ЗА ЖИЗНЬЮ
После долгой зимовки в душной и темной землянке наступила полярная весна. Появилось солнце, и стало несколько теплее. Надо было двигаться в дальнейший путь. 19 мая путешественники покинули землянку. Достигнув открытого моря, они решили переправиться на своих двух спаренных и оснащенных парусом парусиновых лодках, сделанных на подобие эскимосских каяков, на видневшийся вдали остров. Но долго сидеть с вытянутыми ногами на дне каяка утомительно. Поэтому, чтобы размять затекшие ноги, оба вышли на лед. В это время каяки были подхвачены ветром, который погнал их в море. В каяках находилось все их имущество, у них не осталось при себе даже лома. Было почти безразлично пропасть среди льдов без оружия, пищи и запасной одежды или окоченеть в ледяной воде. Поэтому один из них бросился в своем тяжелом платье и сапогах прямо в воду и поплыл вдогонку за каяками. Вода была холодна, как лед. Ему казалось более чем сомнительным возможность догнать их, но он напрягал все свои силы, так как в этом заключалась единственная надежда на спасение от верной гибели. Когда пловец поневоле уставал, то переворачивался и плыл на спине. Постепенно члены его начали коченеть и терять чувствительность. Он понимал, что близок момент, когда они перестанут ему повиноваться. Но до каяков было уже недалеко. Нужно было вытерпеть еще немного — и придет спасение. Все слабее становились движения рук, но и расстояние до каяков все уменьшалось. Наконец, пловцу удалось протянуть руку и схватиться за конец лыжи, высовывавшейся за борт каяка, затем он подтянулся к борту и попробовал взобраться. Но напрасно— тело совершенно закоченело от холода. Были мгновения, когда пловцу казалось, что все кончено, что спасенья нет. Но неимоверным усилием воли человеку удалось подтянуться на руках, занести ногу за борт и вскарабкаться в каяк. С громадными усилиями он добрался до льдины, на которой ждал товарищ. Тот еле вытащил его из каяка, тут же на льду стащил с него мокрое платье и переодел в сухое, потом, засунув в спальный меховой мешок, накрыл парусом и всем, что могло согреть полузамерзшего человека. Прошло несколько часов прежде чем последний отошел.
ВОПРОС: Кто бросился догонять убывающие каяки? Где и когда разыгрался этот эпизод?
КАРТА МИРА, КОТОРУЮ ВЫ ВСЕ ЗНАЕТЕ
Некий фламандский космограф, живший в шестнадцатом веке, придумал чертить географические карты в особой проекции, которая и до сих пор называется его именем. Он начал изображать на своих каргах меридианные линии перпендикулярно экватору и параллельным кругам. Чтобы сохранить действительное соотношение широт, космограф этот, оставляя на своих картах градусы долготы одинаковыми, увеличивает расстояние между градусами широты в известной пропорции. Хотя благодаря такому способу черчения карт контуры стран, по мере удаления от экватора к полюсам, сильно растягиваются, а по мере приближения к полюсам становятся совсем не соответствующими действительности, тем не менее эга проекция обладает очень важным для моряков качеством — постоянством угла, образуемого направлением движущегося судна (курса корабля) со всеми мередианами, чего не дает никакая другая проекция. Вследствие этого моряки и по сейчас пользуются картами этой проекции. Этот же фламандский космограф лично выгравировал и издал в 1595 г. собрание географических карт, которое впервые назвал атласом по имени мифического великана греческой мифологии Атланта, держащего на своей спине земной шар. Название „атлас“ сделалось вскоре нарицательным для всякого собрания географических карт.
ВОПРОС: Кто же этот фламандский космограф, гравер и изобретатель слова АТЛАС и как называется его карта мира?
ОТВЕТЫ НА ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ ВИКТОРИНУ, ПОМЕЩЕННУЮ В № 1 „УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА»
Как был назван новый океан?
Имя капитана-командора — Фердинандо Магеллан, эскадра которого в составе пяти судов в 1519 году направилась из Испании в поиски Мо- лукских островов. Пролив, отделяющий южноамериканский материк от острова Огненная Земля, был назван „Магелланов” , а открытый ими океан — Тихим.
Осада вулкана
Вождь повстанцев — гладиатор Спартак. Гора, на которой он собрал своих воинов близ Неаполя. Место действия — Италия в 73 году до нашей эры. Карательные войска — когорты римских солдат.
Арктическая Сахара и ее поэт
Арктическая Сахара — Гренландия, а ее поэт — знаменитый американский исследователь Арктики Роберт Пири.