В последнее время очень широко обсуждается тема казачьего воспитания, создаются казачьи кадетские корпуса и классы. Исторически доказано, что большое значение казаки уделяли именно воспитанию подрастающего поколения. Особенно важным было религиозное и патриотическое воспитание. На сегодняшний день многие качества казачьей науки по воспитания молодёжи потеряны. Многовековой уклад жизни с его традициями расколот и разорван, истоптан и оплеван. И лишь мелкие крупицы напоминают нам о том былом величии и стабильности, которого достигло старое казачество, путем не только военным, но и трудовым. Прервана преемственность. В станицах, как правило, нет четко налаженной системы воспитания казачат.
Попробуй, собери теперь все заново! Этому не обучить в классах за партой, этим нужно жить. Слова должны подтверждаться делами. Воспитать – это значит готовить себе замену. Крепки традиции в казачьей семье, потому что вся семья жила этим. Казачонок начинал петь песни, если видел, что и взрослые их поют. Девочка, будущая хозяйка, с матери брала пример, как нужно вести дела по хозяйству, как нужно вести себя перед людьми. И все это было сплошная практика жизни. Здесь не схалтуришь, как обучишь, так и отдохнешь в старости, коль Бог даст. По укладу жизни и традициям создавалась община, для существования которой и осуществлялся воспитательный процесс. Не осрамится перед обществом, не потерять традиции предков — вот национальный характер казака, а значит и всей казачьей семьи. И, соответственно, всей общины.