Немногие в Перми знают о скрытом сокровище на правом берегу Камы в Нижней Курье – сохранившемся образце «деревянного модерна» – даче бывшего городского мецената Мешкова.
Николай Васильевич Мешков был видным уральским купцом, меценатом, общественным деятелем и успешным предпринимателем. Известно, что его активная социальная позиция помогла избежать голода в Пермской губернии в засушливом 1891 году. Он был также одним из отцов-основателей первого университета на Урале (Пермский государственный университет). Только одно это делает его достойным звания почётного гражданина Перми.
Основным местом проживания семьи Мешковых был живописный особняк, построенный в 1887–1889 годах по адресу ул. Монастырская д. 11.
Это здание с советских времён занимал и поддерживал в хорошем состоянии Пермский краеведческий музей. Однако дача, где Мешков проводил отдых с семьёй, находится в запустении и, к сожалению, с каждым годом разрушается всё больше и больше. Построенная в конце XIX столетия, она является ярким образцом «деревянного модерна». Расположена она по адресу ул. Кировоградская д. 178 и известна «в народе» как «дача на набережной». Её можно до сих пор увидеть среди столетнего соснового бора на правом берегу реки Камы. Сохранились башенки, колонны и окна с резными элементами.
На втором этаже сохранились даже цветные витражные стекла. Всё это свидетельствует о высоком вкусе и статусе владельца дачи Николая Мешкова.
В начале XX века на этом месте располагался элитный дачный посёлок, состоящий из более чем ста домов. Сюда на пароходах «Царевна» и «Наследник» прибывала Пермская знать и другие состоятельные горожане. Дачи были выполнены в неорусском, или ропетовском стиле. Это направление получило своё название от выдающегося архитектора Ивана Петрова, известного также как «ропет». Одни восхищались его творчеством и считали его будущим российского зодчества, в то время как другие полагали, что его работы – это всего лишь пустая трата времени и денег, лишённая подлинного вкуса. Последние с пренебрежением называли этот вид архитектуры «ропетровщина». Многие здания в стиле «ропет» оказались недолговечными и сегодня живут визуально только в архивах.
В Перми сохранились лишь три сооружения этого стиля – действующая церковь святого князя Владимира , дача купца Синакевича и, конечно же, дача Мешкова.
Имению Синакевича повезло больше, так как в ближайшем будущем в его домике будет открыта резиденция Деда Мороза, а в летний период здание будет использоваться для творчества молодых художников.
Терема на высоком берегу Камы прослужили своим хозяевам недолго. В 1920-х все они были национализированы.
Особняк Мешкова использовался в советское время как помещение для районного совета, затем как место для строителей химического комбината в Закамске в 30-е годы. В 1960-е годы здесь был организован пионерский лагерь «Теремок» (позже «Фртуна»), а с 1995-го по 2003 годы это строение использовалось Пермгорэлектротрансом. С 2003 по 2013 годы уже новый детский лагерь «Фортуна» владел зданием и территорией дачи. После этого началось тихое запустение…
Сегодня вместо прекрасных участков с изысканными домами здесь сплошные руины. Редко встречаются покосившиеся деревянные постройки, которым, судя по их виду, не менее семидесяти лет. Тёмные и влажные брёвна просвечивают из-под потерявшей яркость краски, крыши заросли мхом, а окна страдают от вандализма и поддерживаются только заколоченными досками. Тишина и безлюдность. Слышны лишь ветер и шум с реки Камы, оживлённой редким движением пароходов и катеров. Сосны мирно качаются, а среди них выделяется сохранившийся остов того самого терема.
Величественное сооружение, окутанное царственным зелёным оттенком с богатой декоративной отделкой, сегодня захватили разруха и вандализм. Рядом с участком есть спуск к реке – длинная лестница с площадками.
Ранее, возможно, по этой лестнице бегали ребята из пионерского лагеря… Заброшенная дача Мешкова в Перми – это символ целой эпохи, история о благосостоянии и престиже, о крушении и возможном возрождении. Со стремительным разрушением этого ценного культурного объекта соседствуют долгие разговоры о необходимости его восстановления. Дача Мешкова была включена в список подлежащих реставрации старинных зданий Перми к её 300-летию.
Но, воз и ныне там… Требуется незамедлительное вмешательство для сохранения культурной ценности здания и памяти о человеке, который внёс значительный вклад в развитие Перми.