Легенды и были Косинского района
Это один из самых мистических и глухих, девственных районов Коми-Пермяцкого округа, где еще сохранилась аутентичная культура, язык и верования коренных жителей, а также множество легенд и преданий.
Дорога к центру Косинского муниципального округа проходит восточнее тракта Кудымкар – Гайны. Примерно 150 километров нужно проехать по ней, чтобы добраться до села Косы. Через это село (изначально Ныров погост) в 16-17 веках проходила знаменитая «государева дорога» (Ыджыт туй – большая дорога, как ее называли коми-пермяки) из Москвы в Сибирь. Автомобильная дорога Юксево – Коса – Соликамск является сохранившейся частью этого старинного тракта. Через двести километров от Косы на восток находится Соликамск, а в западном направлении не так далеко и до Великого Устюга.
С 1579 года Московская государева дорога из Москвы имела направление на Переяславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Шуйский Ям, Тотьму, Устюг Великий, Лальский посад, Кайгородок, Юксеево, Косу, Селище, Вильву, Уролку, Соликамск. Протяженность участка дороги от Соликамска через Юксеево до Кайгородка была около 250 верст.
Вдоль притоков Камы расселялись рыболовы и охотники со времен неолита. В верховья Камы были найдены археологами их многочисленные стоянки. Одни из самых древних на территории Косинского района – Косинские стоянки, обнаруженные на берегу реки Косы (правому притоку Камы). Известны памятники железного века, это Кычдесовское городище, которое находится в 15 км на запад от села Коса, в устье реки Кычдес –правого притока реки Лолог, в лесу. Оно окружено двумя валами высотой до 2 м. В конце 19 века городище было исследовано учеными. Подробное описание составлено археологом М.В. Талицким. Еще одно крупное городище – Карчойское – находится в центре деревни Карчой Чазёвского поселения, на невысокой стрелке.
По данным археологов, в селище Важ Чазёв жили с XIII-XIV веков. В переписи Ивана Яхонтова 1579 года значится починок Чазёв на речке Кичише, в котором жили Гришка да Петрушка Чазёвы. По переписи М. Кайсарова 1624 года, это место жители покинули и поселились около ключа на холме, а деревня называлась Подъячева. По данным ревизии 1850 года, в Чазёво уже 140 дворов и 774 человека.
Рядом с деревней Чазёво (починок Чазёв на реке Киве), по дороге в деревню Красильниково, на поляне в лесу находится могильник, где на середине поляны стоит крест. Согласно легенде, здесь похоронены знаменитые основатели старинных селений Чазёво, Бачманово, Юксеево и Пуксиб (Чадз, Бач, Юкси и Пукси).
Много легенд хранят предания этой земли.
Юкся, Пукся, Чадз и Бач
Отец и три сына, чудские богатыри. У них на всех один топор был. И, чтобы построить себе избы, они перекидывали его меж собою на огромные расстояния. Так были основаны поселения Юксеево, Пуксиб, Чазёво и Бачманово. Пам Юкся воевал с Кудым-Ошем – из-за обиды, что тот не пригласил косинцев в Кудымкар хлеб есть. Однако князья помирились и решили, что никогда впредь не будут чудские рода враждовать. Лежат богатыри Юкся, Пукся, Чадз и Бач на Гажаыбе близ Кыдзыскуша. Трава на их могилах не растёт. Только шесть елей и берёз.
Зарань – это дочь бога Солнца (Шондi).
Прообраз зари, золотая дева, прародительница пермяков. Золотые волосы, глаза синие, как небо, одежда сверкает. Сын Пармы Пера поймал радугу-Енöшку на Косе-реке и поднялся по ней в небесную землю Енму. Там он встретил Зарань. Молодые полюбили друг друга и сбежали в Парму, где родили 7 сыновей и 7 дочерей. Зарань вынуждена была вернуться в Енму, чтобы разгневанный Шондi не сжег в своём огне землю и её детей. Она и сейчас оберегает их, утром и вечером приглядывая за ними зарёй.
Енӧшка (Ӧшка-Мӧшка)
Радуга, в дословном переводе «небесный» или «божий» бычок, так и принято изображать. Соединяет землю Пармы и верхний мир Енму как радужный мост. Спускается на землю, чтобы напиться воды.
Чудь маленькая, чучкие
Маленькие человечки, ростом с ребёнка, со светлыми волосами и глазами, живущие в землянках или под землёй. Хлеб жали шилом, протыкая остриём колос. В Чураках, говорят, один мужик был женат на маленькой чудинке, так всё время её на руках носил. В Левичах до сих пор мерещится чудская свадьба, слышно, как колокольчики в свадебном поезде звенят.
Чудские клады
Клады спрятаны в чудских колодцах. Есть ещё люди, которые помнят заговоры и обряды для поднятия кладов. Надо пройти до колодца с горстью зерна, не обронив ни одного зёрнышка. Многие пробовали доставать эти клады, но нет-нет, да зерно уронят с руки, а то и сундук из воды покажется совсем близко, а достать невозможно.
Чудской колодец, чучкӧй ӧшымӧс
Естественные источники воды, в которых чудь делала сруб из лиственницы, способной много лет сохраняться в воде. Срубы эти были правильной четырёхугольной формы с дном, доверху наполненные водой. Считалось, что если стучать шестом в дно колодца, то слышно, как золото звенит. Якобы чудской народ спрятал там богатства. Часто колодцы считаются бездонными. Возле этих источников до сих пор поминают чудских предков. Вода в колодцах питьевая. В отдельных считается лечебной. У Пуксибского чудского колодца вода бежит по склону вверх.
Змеиный яр
В Кривцах существовала легенда, связанная с прежним руслом Камы. Говорят, в былые времена на этом крутом повороте поселились два огромных змея, которые поедали сплавщиков. И никто не мог с ними справиться. И всё же нашлись два брата, не побоявшиеся вступить в схватку со змеями. В нелёгкой борьбе они одолели этих гадов. Вся деревня встречала их как героев. Место, где братья боролись со змеями, до сих пор называют Змеиным яром.
Белая лошадь
В окрестностях Бачманово есть старое городище Кульпозья. В его сторону ведёт тропинка. Места эти считаются владениями Лешего. Туда советуют никому не ходить. Но если уж пошёл человек, то идти, говорят, нужно прямо по тропе, никуда не сворачивать. Кто того совета ослушается, увидит Белую лошадь – и неприятности ему обеспечены. Может навсегда в лесу потеряться.
В тридцатых годах прошлого века население этого глухого района пополнилось почти на треть за счет спецпоселенцев. Много смелых земляков погибло в годы Великой Отечественной войны. Но много-много одаренных людей сумела взрастить эта земля. Среди них поэты и писатели, танцоры и певцы, медики, ремесленники и учителя.
Замечательный фильм талантливого режиссера Галина Красноборовой «Девять забытых мелодий» показывает нам фрагмент традиционной культуры этого народа, где потеря ценности своих корней – памяти предков, воспринимается как болезнь, потеря самого себя.