Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Ильинская волость — кузница «трехлинейки»

28 апреля (11 мая) 1891 года можно считать днем рождения современного оружейного производства России. В этот день император Александр III утвердил образец знаменитой «трехлинейки» — винтовки капитана Мосина. Этому индивидуальному стрелковому оружию, которое на значительный отрезок времени стало основным вооружением русской пехоты, в 2016 году исполняется 125 лет.

Памятник генералу Мосину в Сестрорецке

 

Капитан Мосин поставил перед собой задачу модифицировать однозарядную винтовку в магазинную, уменьшив при этом ее калибр с 10,67 на 7,62 мм. В результате была создана пятизарядная винтовка, получившая стойкое народное название — «трехлинейка». Для своего времени это было «чудо-оружие». Уменьшение калибра привело к тому, что винтовка стала легче: без штыка весила 4 кг, а со штыком — 4,5. Существенно возросла скорость полета пули, а дальность прицельной стрельбы увеличилась до 2000 м. Оригинальная конструкция магазина, который был помещен в приклад, втрое увеличила скорострельность — с 5 до 15 выстрелов в минуту.

На испытаниях винтовка Мосина соперничала с изделием подобного типа, которое создал бельгиец Леон Наган. Она не только выдержала конкуренцию, но и обошла творение знаменитого тогда оружейника по всем показателям. Специальная комиссия признала «трехлинейку» лучшей среди других образцов и рекомендовала ее для серийного производства.

Клеймо Тульского оружейного завода 1892 года

 

Благодаря винтовке Мосина Россия получила первый крупный заказ на производство стрелкового оружия собственного образца. Наряд на изготовление сверленых стволов и коробок для всех трех оружейных заводов — Ижевского, Тульского и Сестрорецкого — во второй половине 1891 года был предоставлен исключительно Ижевскому сталелитейному, так как цены, заявленные им, оказались ниже цен других русских заводов. А с освоением производства высококачественной стали ижевцы стали единственными поставщиками стволов и ствольных коробок для всех заводов. Надо отметить, что два других завода, особенно Тульский оружейный, пребывали на грани разорения. В казенных фабриках Тульского завода велись только отдельные «машинные работы», а все остальное делалось на дому. На реконструкцию завода требовались большие средства, рассматривалось даже предложение о его закрытии. Правление Императорских Тульских оружейных заводов (ИТОЗ) состояло из полных генералов, и они, естественно, не могли выпустить из рук те громадные прибыли, которые сулил госзаказ на изготовление «трехлинеек». В апреле 1891 года на ИТОЗ была изготовлена первая серийная пехотная винтовка. А затем было принято гениальное по простоте и масштабности решение: переместить мастеров‑оружейников, работавших на дому, к месту добычи руды и выплавки железа, чтобы там осуществлять первичное производство — ковку и сварку стволов, ствольных коробок и штыков, не дожидаясь поставок из Ижевска. Это способствовало скорейшему восстановлению Тульского завода, увеличению его мощности, производительности и, естественно, прибыли.

Винтовка Мосина образца 1891 года

 

Во второй половине 1891 года население Ильинской волости Слободского уезда Вятской губернии одномоментно увеличилось почти на две тысячи человек обоего пола. Это были мастеровые люди Тульского оружейного завода с семьями, работавшие на дому и временно переселенные в Вятскую губернию. Судя по переписи 1892 года, в селе Ильинском прибавилось 644 жителя. Мужчин — младшего, среднего и старшего возраста — 320 человек, женщин — 324. Из них работников мужчин 157 человек, женщин — 127. Мужчин, владевших грамотой, — 134, женщин — 13. Преобладающим местным промыслом был кузнечный: дворов — 97, лиц — 144. Всего же, судя по переписи, было переселено 380 профессиональных оружейных кузнецов. Кроме села Ильинского, они были расселены в окрестных деревнях и починках. Приезжих с семьями приходилось размещать в обывательских домах, что вызывало большое неудобство. Восстанавливались для жилья даже заброшенные починки.

Первые винтовки Мосина

 

Примерно за полгода проблема с жильем была решена. Приезжие сразу же включились в работу. Как говорится, «все свое» привезли с собой. Время поджимало, перевооружение армии началось, и нужда в новом оружии была огромной. Все оружейные заводы включились в гонку — больше изготовишь, больше прибыли. И пока ижевцы искали подходящее горнорудное железо, так как не всякое подходило из-за примесей, правление ИТОЗ договорилось с владельцем Холуницких заводов А. Поклевским- Козел, и работа началась на железе этих заводов — без примесей, мягком, тягучем и исключительно ковком. Оттуда же поступал и древесный уголь. Самая трудная и серьезная работа заключалась в приготовлении ствольного железа и заварке стволов. Производили также ствольные коробки и штыки. Но за дело взялись мастера, и работа кипела. В год изготавливали до 360 000 стволов и ствольных коробок для «трехлинеек», а также штыков. Все полуфабрикаты отправлялись на Тульский оружейный завод, где производилось сверление стволов, обработка, отделка на станках и окончательная сборка. Летом до города Вятки продукцию доставляли на судах «коломенках», далее — пароходом; зимой — гужом до города, где, возможно, она складировалась.

Мосин Сергей Иванович

 

В начале XX века перевооружение армии в основном закончилось. Потребность в стволах и ствольных коробках в 1903 году сократилась до 6 000 стволов и 17 000 коробок (это — общее число, а сколько было изготовлено в Ильинской волости — неизвестно). Всего из отечественных заводов войска получили 2 млн. 964 тыс. винтовок. К 1905 году производство полуфабрикатов в Ильинской волости было закрыто, мастеровые — большая часть — уехали в родные места, другие перебрались на Ижевский завод, а немногие остались — в основном по возрасту. Со временем все забылось, даже деревни сменили свое название, например, деревня Чурино-Щенинская стала Божгалы, а Чураковско-Мерзляковская сменила название на Петроки.

Село Ильинское

 

С винтовкой Мосина русский солдат прошел несколько войн первой половины 20 века: Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую, Финскую и Вторую мировую. Но только после победы советского народа в Великой Отечественной войне, винтовка Мосина заняла свое место в музее, а ее создателю поставили памятник в Туле — городе мастеров‑оружейников. Об Ильинской волости Слободского уезда Вятской губернии, естественно, никто и не вспомнил.

Примечания историка А. Рашковского

  • Русский конструктор стрелкового оружия Сергей Иванович Мосин родился 2 (14) апреля 1849 года в селе Рамонь Воронежской губернии. После кадетского корпуса он окончил гимназию, а затем Михайловское артиллерийское училище. Специальные предметы здесь вели известные артиллеристы. Некоторые из них лично участвовали в разработке отечественного оружия. Интерес к оружию, к военной технике появился у Мосина с училищной скамьи. В 1872 году он поступил в Михайловскую артиллерийскую академию, где и сложился как специалист-оружейник. По окончании Академии назначен на Тульский Императорский оружейный завод помощником начальника инструментальной мастерской. Здесь он получил богатую практику, организовал машинное производство охотничьих ружей, возглавлял основное — замочное — производство, затем инструментальную мастерскую.

К этому времени Мосин был уже известен как большой знаток оружейного дела. В1881 году он был назначен членом «комиссии для осмотра механических средств и зданий» Сестрорецкого и Ижевского заводов. В центре внимания военных кругов стоял тогда вопрос о перевооружении русской армии малокалиберной магазинной винтовкой. Мосин принял в этом участие. В 1885 году комиссия признала винтовку Мосина лучшей из 119 других систем, но указала на необходимость доработки некоторых деталей. Об изобретении Мосина узнали иностранцы. От имени парижской оружейной фирмы «Рихтер» Мосину было предложено 600 тысяч франков, а затем сумма дошла до 1 миллиона, за право использовать изобретенный им реечно-прикладной механизм. Мосин располагал весьма скромными средствами и жил на свое капитанское жалованье. Однако он решительно отверг все предложения иностранцев, поступив как подлинный русский патриот. К середине февраля 1890 года он сконструировал новый образец своей винтовки. 16 (28) апреля 1891 года император Александр III утвердил образец «трехлинейки». Русская армия получила оружие, состоявшее на вооружении дольше любого другого, — винтовку Мосина. Приказ по военному ведомству 11 мая 1891 года возвестил войскам о «введении новой пачечной винтовки уменьшенного калибра». Мосина повысили в звании, присвоив чин полковника гвардейской артиллерии, ему была присуждена самая престижная Михайловская премия.

Памятник Мосину в Туле

Мосин 20 лет проработал на Тульском оружейном заводе. В 1894 году, в связи с организацией производства винтовок на Сестрорецком оружейном заводе, полковник Мосин был назначен его начальником, где и проработал до последних дней своей жизни.

В 1900 году С. И. Мосин был произведен в генерал-майоры. На Всемирной выставке 1900 года в Париже его трехлинейная винтовка была удостоена высшей награды — Гран-при. Это было международное признание заслуг изобретателя и всей русской промышленности.

Генерал Мосин умер 26 января (8 февраля) 1902 года и был похоронен в Сестрорецке.

  •  Вятские плотничьи артели славились по всей России. Для них не было проблем с быстрым обеспечением домами переселенных рабочих. Много плотников было и в Слободском уезде. Вообще русская артельная форма производства себя блестяще оправдала. Она не требовала громоздкого и неповоротливого аппарата управления и обеспечивала быструю модернизацию. Это было использовано Фордом и японцами в автомобильной промышленности и используется сегодня.

 

Вернуться в Содержание журнала 



Перейти к верхней панели