Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Музыка времени великого молчания

Например, никто не предполагал, что будут при раскопках Великого Новгорода обнаружены, казалось бы, навсегда исчезнувшие смычковые – 1–3-струнные гудки, а также совершенно неведомые нам конструкции гуслей лирообразных 4–5 и 8-струнных. Еще совсем недавно и о культуре Древней Руси говорили как о «культуре великого молчания».
Уральские и сибирские земли, к сожалению, не сохраняют так деревянные предметы, как новгородская почва.
Поэтому при археологических раскопках Лозьвинского городка, Искера почти не было обнаружено следов древних музыкальных инструментов. А вот земли Ямало-Ненецкого округа – городки Обдорск, Мангазея, где много вечной мерзлоты, сохраняют свою «добычу».
Даже единичные находки подтверждают, что и до присоединения Урала, Сибири к Российской империи музы-
кальные инструменты на Урале были.
При раскопках Мангазеи обнаружены 2 фрагмента головок гудков (возможно, 1-струнные «нерьпь»), а также 2 варгана – губные язычковые инструменты в виде «подковки с удлиненными концами и с проскакивающим узким язычком». Эти находки можно отнести ко времени XVI в.
И при раскопках Надымского городка в слоях конца XVI – первой трети XVIII вв. обнаружен фрагмент керамической свистульки-птички.
Отсутствие у коренных народностей источников не дает возможности заглянуть в глубины веков, с надеждой
отыскать там изображения местных древних музыкальных инструментов или иные свидетельства их бытования.
Но это вовсе не значит, что их не было у коренных древних народностей. Можно утверждать, что некоторые из тех, что обнаруживаются в запасниках местных музеев, вывезены от нас в столицы и ныне обретаются в музеях Петербурга и Москвы (музыкальные инструменты коми, манси, башкир, чувашей, удмуртов, марийцев, хантов и др.) – имеют древние корни. Традиции изготовления некоторых из них уходят в глубь веков.



Перейти к верхней панели