Житель уральского города Нижнего Тагила Владимир Токарев — владелец разнообразных паровозов. Притом каких! От первого, черепановского, до последнего советского локомотива на паровой тяге. Все они размещаются в домашнем «депо».
— Вот — первая модель, сделанйая мною,— говорит Владимир Георгиевич, подавая мне черный с красными колесиками паровозик. в
Оказалось, что это — модель того паровоза, который был отремонтирован на первом коммунистическом субботнике московских железнодорожников в 1919 году.
— С него-то и началась моя коллекция,— вспоминает умелец.— Тогда и задумал сделать копии стальных тягачей, которые связаны с памятными событиями в истории нашей страны, в отечественном паровозостроении.
Здесь, у Токарева, я впервые увидел, какой именно локомотив привез в город на Неве первый грузовой состав с Большой земли после прорыва 900-дневной блокады Ленинграда.
Следующая модель имеет надпись: «Последний паровоз постройки Коломенского завода имени В. В. Куйбышева». Почти за векрвую свою историю это предприятие изготовило свыше десяти тысяч паровозов. А локомотив под номером 10420 стал последним. С 1956 года в Коломне выпускают тепловозы.
А этот паровоз, который носил название и «самоходный делижанец», и «пароходка», пока мало кто видел. О его существовании наши современники узнали только четыре года назад. Именно тогда в государственном архиве Свердловской области был обнаружен до сих пор не известный подлинный чертеж первого паровоза России, созданного отцом и сыном Е. А. и М. Е. Черепановыми. Эта ценная находка меняла сложившееся представление о внешнем виде их первой «пароходки». Ведь до сего времени при упоминании о первенце тагильских крепостных механиков пользовались лишь схемой, как оказалось, снятой с модели второго по счету русского паровоза, который полтора с лишним века назад также родился в Нижнем Тагиле по воле тех же Черепановых.
Не откладывая в долгий ящик, Владимир Георгиевич сделал по найденному в архиве чертежу первую и пока единственную модель «отца» российских паровозов. Некоторое время она демонстрировалась в Нижнетагильском музее. По токаревской модели можно воочию судить, каким было творение талантливых тагильских мастеровых.
…Пока мы беседовали, «поспел» к действию маленький паровозик: запыхтел, как настоящий.
— Давление в его котле поднялось до двух атмосфер,— объясняет В. Токарев,— такой силы пар способен двигать по рельсам локомобиль, который весит шесть килограммов.
Владимир Георгиевич повернул какой-то рычажок, и паровозик, набирая скорость, стал удаляться. Как выяснилось, он способен пробежать до ста метров.
Своим «хобби» В. Токарев увлекся лет пятнадцать назад. Когда приобрел устойчивый навык изготовления маленьких копий паровозов, решил прививать любовь к конструированию детям. Так электрослесарь шахты «Естюнинская» стал руководителем кружка «Умелые руки». Потом ему и ребятам захотелось делать и самолеты, и корабли. Вскоре в кружковой комнате рядом с локомотивами появились крейсер «Аврора», атомоход «Ленин», копии боевых кораблей.
Некоторым мальчикам занятие моделированием дало серьезный толчок к выбору профессии. Сейчас среди бывших кружковцев есть и железнодорожники, и моряки. После окончания Нижнетагильского СПТУ № 93 Александр Ихнов стал помощником машиниста тепловоза. Уже не первый год Николай Карпов работает штурманом на Дальнем Востоке, а его брат Александр в прошлом году закончил Ленинградский судостроительный институт и получил диплом инженера-судостроителя. Совсем скоро штурманами дальнего плавания станут Михаил Чиркин и Георгий Токарев (сын Владимира Георгиевича). Они учатся в Астраханском мореходном училище.
— Занятия в кружке помогают не только выбору профессии. Здесь ребята расширяют свой кругозор, у них воспитывается чувство гордости за нашу отечественную технику и любовь к Родине,— считает В. Токарев.
Владимир Георгиевич показал небольшой фильм об истории паровозостроения. Оказалось, что его он снял сам. И проявил пленку, и смонтировал ее тоже сам. И не только. Эту довольно-таки добротную с точки зрения оператора и режиссера картину В. Токарев снял своей кинокамерой. И сложный лентопротяжный механизм, электроэкспонометр и прочный корпус, даже трансфокатор — объектив с переменным фокусным расстоянием (кроме линз, разумеется) сделал по своей задумке. Словом, кинокамера, которую он назвал «Кинолюбитель-16 полуавтомат », как мне кажется, удалась. Светлый ум и золотые руки Владимира Георгиевича Токарева творят чудеса.