Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Ленин на передовой

Гудела земля и рвался воздух. Фронтовые артисты провожали в бой своих зрителей. Вдругодин боец выскочил из шеренги, взволнованно спросил:
— Владимир Ильич, одолим мы фрицев?!
Человек, к которому обращался парнишка, растерялся на секунду, потом, сощурившись, внимательно вгляделся в лицо солдата.
— Одолим!
Боец улыбнулся, подмигнул стоявшей рядом артистке, увидел в ее руке газету, легонько рванул уголок:
— На цигарку, сестричка.— И скрылся в строю.
Спустя сорок с лишним лет эту пожелтевшую от времени «Фронтовую правду» от 2 апреля 1942 года с оторванным уголком держала в руках старейшая актриса нашего театра заслуженная артистка РСФСР Н. Н. Лаженцева и рассказывала эту историю. Над обрывом сохранился заголовок — «Свердловские артисты на фронте». Саму заметку о выступлениях театральной бригады с Урала Нина Николаевна так и не успел, тогда прочитать. Чуть позже, когда из Москвы, из отдела газет библиотеки имени В. И. Ленина пришла фотокопия статьи, мы прочитали ее вместе. Старший политрук М. Кузнецов писал:
«Бригада Нижнетагильского драматического театра в составе артистов Арбениной, Лаженцевой, Муковозова, Добротина показала бойцам и командирам монтаж пьесы Погодина «Человек с ружьем». Появление на сцене артиста А. Добротина, исполняющего роль Владимира Ильича Ленина, вызывало у фронтовиков бурную овацию.
С особым подъемом встречались бессмертные слова В. И. Ленина, обращенные к Красной Армии: «Красная Армия непобедима, ибо она объединила миллионы трудовых крестьян с рабочими, которые научились теперь бороться, не падают духом, закаляются после небольших поражений, смелее и смелее идут на врага, зная, что близко его поражение».
Меня заинтересовала судьба артиста, игравшего роль Ленина на фронте, и я стал разыскивать А. А. Добротина. Вскоре пришло письмо из Минска, где последние годы жил Александр Александрович: «…Выражаю Вам и Нине Николаевне Лаженцевой свою благодарность за воспоминания. Они воскресили в моей памяти те незабываемые дни фронтовой жизни. Посылаю Вам фото — в роли В. И. Ленина и свою в жизни, каким был в те годы…»
Творческую биографию А. Добротин начал совсем мальчишкой — в шестнадцать лет, на сцене прославленного ярославского театра имени Ф. Волкова. В двадцатые — тридцатые годы успешно работал в ленинградских коллективах — Красном театре, театре сатиры, в филиале Большого драматического театра им. М. Горького. Правда, был вактерской биографии Добротина перерыв: в 1930 году, к тому времени ему было двадцать шесть лет, он едет добровольцем в деревню организовывать колхозы, наяву проживает судьбу шолоховского Давыдова… Получает ранение. Поправившись, снова возвращается в театр, работает в разных городах, а перед войной приезжает в Нижний Тагил.
С первых дней Великой Отечественной по всей стране стали создаваться фронтовые концертные бригады. Такую бригаду организовал и Свердловский Дом офицеров. С. П. Волков, муж Н. Н. Лаженцевой, актер и директор Нижнетагильского драматического театра, с группой коллег-актеров приехал в Свердловск. Решено было вместе с А. А. Добротиным, исполнителем роли Ленина в последней премьере сезона перед войной — спектакле по пьесе Н. Погодина «Человек с ружьем», сделать монтаж пьесы и включить его в программу. На Урал эвакуированы многие театральные и концертные коллективы, поэтому не сложно собрать хорошую, разнообразную по жанрам программу но особое значение придавалось сценам из спектакля.
Первый маршрут бригады — Волховский фронт, Ленинградское направление.
— Обслуживали в основном бойцов, отправляющихся на передовую,— рассказывала Н. Н. Лаженцева,— играли где придется: на машине в лесу, на случайных площадках, в полуразрушенных, битком набитых солдатами маленьких клубах и даже в сарае с коптилкой. Я исполняла роль сестры Шадрина, которого играл С. П. Волков, и вела монтаж. Я объявляла: «Кабинет Владимира Ильича Ленина». Тишина. Выходил Добротин в гриме и костюме Владимира Ильича. Следует сказать, что и в жизни, а тем более на сцене у артиста было удивительное сходство с внешним обликом вождя. Он выходит. Пауза. И вдруг — оглушительный гром оваций. Солдаты, стоя, долго аплодировали, затем тихо садились. И так каждый раз начиналось наше выступление.
Недавно вдова А. А. Добротина, Елена Ивановна Серова, в одном из писем прислала мне копии документов, отзывов из Действующей армии.
«Многие из нас никогда не видели Ленина ни в театре, ни в кино. Какой это праздник для нас сейчас! С завтрашнего дня клянусь уничтожать вдвое больше поганых фрицев! Боец Васильев».
«Товарищи актеры, после первого же вашего спектакля «Человек с ружьем» бойцы Н-ской части убили 34 фрица, и в этом несомненно также и ваша заслуга. Бойцы приходили ко мне с горящими глазами и говорили, что они видели живого В. И. Ленина. Полковой комиссар т. Заславский».
«Родные наши товарищи актеры! Вы пришли к нам в окопы и показали, за что боролись наши отцы в дни завоевания власти народом, показали образ Владимира Ильича. Боец никогда этого не забудет. Слова Ленина «Ни шагу назад!» мы будем хранить в наших сердцах как святыню. Командир подразделения т. Огородник».
«Большая заслуга артиста Добротина состоит в том, что в течение года, несмотря на трудности фронтовой жизни, зачастую под разрывами вражеских мин и снарядов, в землянке воспроизвел правильный образ великого Ленина. Майор Хлебин».
С образом Ленина артист побывал на передовых позициях не только Волховского, но и Воронежского, Карельского фронтов. Давали по нескольку концертов в день. Александр Александрович так и переезжал из одной части в другую, сутками не снимая ни грима, ни костюма Ильича.
В канун тридцатилетия Победы А. А. Добротин получил поздравительное письмо от Маршала Советского Союза Гречко, тогда министра обороны, в котором говорилось: «В годы суровых военных испытаний Вы находились в рядах активных за щитников нашей Родины. Ваши заслуги в Великой Отечественной войне будут вечно в памяти нашего народа».
Роль Ленина Добротин играл и после войны, не только в «Человеке с ружьем», но и в «Кремлевских курантах», в «Третьей патетической», в «Незабываемом девятнадцатом», в «Шестом июля». И всякий раз, будь это во Владивостоке или Минске, его работа становилась событием в театральной жизни города, республики.
…Когда говорят о Ленине не в театре и кино прошлых лет, прежде всего называют прославленных мастеров нашей страны — Бориса Щукина, Максима Штрауха, Бориса Смирнова. Думается, что в эту строку по праву может быть вписано и имя заслуженного деятеля искусств РСФСР, артиста, режиссера, педагога Александра Добротина.



Перейти к верхней панели