Коротко о многом
Наши лауреаты
Подведя итоги минувшего года, редколлегия журнала отметила наиболее интересные, на ее взгляд, материалы. На эти публикации уже есть читательские отклики, которые были также внимательно изучены и учтены.
Призами журнала отмечены:
повесть свердловского прозаика Бориса Путилова «Сокрушение Лехи Быкова» (№ 1, 2, 3);
фантастическая повесть киевлянина Владимира Савченко «Встречники» (№ 3, 4);
очерк «Собиратели и обиратели» (№ 5) и большая краеведческая работа свердловчанина Юрия Рязанова;
публицистический очерк журналиста Сергея Рыкова «Грачев как Грачев…» (№ 8);
поэтический клуб «Светунец» при Челябинской писательской организации (подборка стихов участников клуба в № 9).
ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШИХ НОВЫХ ЛАУРЕАТОВ!
ПРИЗ УЕХАЛ В ТЮМЕНЬ
Впервые за историю розыгрыша кубка «Уральского следопыта» по велосипедным гонкам приз за личную победу уехал за пределы Свердловской области, а именно — в Тюмень. Победил представитель «Урожая» семнадцатилетний Сергей Усламин.
Факт отрадный: велосипедисты северного края не замедлили с освоением отличных асфальтированных дорог, проникающих во все дальние пределы.
Расширена была и сама программа соревнований. Теперь в ней шесть видов — групповые гонки на 80, 90, 100 километров, командная — на 100 километров и гонки-критериум на 50 километров. Последний вид — новшество нынешних соревнований.
Приз за командную победу завоевала дружная команда Верхней Пышмы.
И вот недавно в редакцию пришла весточка от победителя: Сергей Усламин поступил в Омский институт физкультуры и спорта, неплохо выступил в соревнованиях по шоссейным гонкам на Кубок СССР. Так что приз «Уральского следопыта» был как бы трамплином для Сергея и в профессию, и в большой спорт.
Грибы-гиганты
В заливе близ Сан-Франциско обнаружены гигантские грибы — до 120 сантиметров в диаметре. Они выросли на стенках контейнеров с радиоактивными отходами, затопленными тут несколько лет назад. Специалисты по атомной энергии провели анализы необычных грибов и установили, что те впитывали радиоактивный материал, постепенно просачивающийся из контейнеров. В результате этого грибы в десять раз превысили свои обычные размеры.
Вместо миль и градусов
Морская навигация остается одной из немногих отраслей, где основные единицы измерений не согласуются с международной метрической системой.
Ученые предлагают перейти на метрическую систему в навигации, ввести новые единицы измерений углов и времени. Квадрат предлагается делить не на 90 градусов, а на 100 так называемых радиалов. Тогда, согласно определению метра как десятимиллионной части расстояния от Северного полюса до экватора по меридиану, один радиал будет соответствовать 100 километрам, один децирадиал — 10 километрам, один сантирадиал — одному километру, один миллирадиал— 100 метрам…
Сутки предлагается разделить на 20 новых часов. Новый час будет делиться на 100 новых минут, а новая минута на 100 новых секунд. Эта система устанавливает 20 новых часовых поясов шириной каждый по экватору две тысячи километров.
В навигации основной единицей предполагается новая минута. Обозначение 0000 новых минут соответствует полуночи, 0500 — шести часам утра, 1000 — полудню, 1500— 18 часам и 1999 новых минут — без одной минуты новой полуночи.
Д. ЭЙДЕЛЬМАН
Лесные плотники
Именно так — лесными плотниками — часто называют трудолюбивых дятлов. Их производительность при обработке дерева долблением достойна удивления. Гнездо имеет диаметр около 15 сантиметров и глубину до 40 сантиметров. Строительство гнезда продолжается две или три недели. Дятел (в основном это самец, самка участие в постройке почти не принимает) ежедневно трудится полных шесть часов. Из гнезда в общей сложности он извлекает до четырех килограммов древесины.
Конечно, в какой-то мере здоровые деревья страдают от трудов дятла, но опытные лесники рады видеть этих птиц на своих участках — они уничтожают вредителей. Покинутые гнезда дятлов охотно используют другие полезные птицы — синицы, поползни.
В. РОЩАХОВСКИЙ
И вырос кедр…
В деревеньке Макарино Сусанинского района Костромской области на приусадебном участке пенсионеров Гадаловых растет необыкновенное для здешних мест дерево— сибирский кедр. Хозяева считают, что ему никак не менее двух веков.
Существует семейное предание, будто предок Гадаловых привез из-за Урала берестяной коробок с зеленой хвоинкой. Посадили саженец в горшок, водрузили на окно. Через десять лет подросло и окрепло деревцо— пересадили его в кадку и поставили на пол. Но вскоре стало кедру тесно в избе. Не стали хозяева, как в русской народной сказке, прорубать потолок и крышу, а вынесли дерево на волю, отвели почетное место в огороде. Ухаживали, лелеяли, берегли от морозов…
И вырос кедр болыиой-пребольшой. Выше его нет сейчас в деревне дерева. Не остался кедр должником перед своими хозяевами — стал каждый год одаривать их гостинцами. Что ни шишка — то стакан орехов. В лучшие годы по четыре мешка орехов собирали Гадаловы — всей сельской детворе радость.
Юные следопыты местной школы взяли дерево под свою опеку.
В. ПАШИН