Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«Приступаю к действиям...»

Советский разведчик Николай Струтинский размышляет о боевом пути своего уральского друга — Героя Советского Союза Николая Кузнецова, о чести, доблести и славе.
Смелость — это умение действовать мгновенно. Думать надо до или после. Однажды под деревней Хотынь группа Кузнецова, возвращаясь с задания, попала в засаду националистов.
В какие-то секунды, чуть не вихрем, Николай Иванович врывается на позицию врага и в упор бьёт из пистолета. Бандиты опешили и разбежались.
Кузнецов был очень спортивен— быстр, силён, гибок. Смелость обеспечивалась прекрасными физическими возможностями. Не будь он легендарным разведчиком, он был бы, может, великим спортсменом.
На последнем курсе техникума Кузнецов резко раскритиковал секретаря комсомольской организации за двурушничество, а позже, тоже на танцах, отчитал подтрунивавшего над девушкой секретарского дружка… Восемнадцатилетнему Николаю вменили в вину, что он принадлежал к кулацкой семье, исключили из комсомола… Но он перенёс страшный удар стойко. Вернулся
домой, поступил в коммуну «Красный пахарь», не гнушался самой чёрной работы — возил дрова,
сено, был скотником. Позже, в 1930 году, по апелляции в ЦК ВЛКСМ его восстановили в рядах Ленинского комсомола. Говорят, человек вырастает по мере того, как растут его цели. И не ради красного словца ответил Николай Кузнецов матери, когда она утешала его после исключения
из комсомола: «Буду стоять насмерть за правду…»
Он почитал правду, его коробила и оскорбляла фальшь, ложь.
Можно себе представить, какую пламенную ненависть породил в его сердце фашизм с его просто нечеловеческим цинизмом, жестокостью, коварством, низостью.
Знаете, опасно было всё. Опасно не так кивнуть головой, не так перейти улицу, не так спросить. Немец имел право стрелять без предупреждения по любому подозрению. И это в городе, по мирному жителю. А если дело касалось разведчика? Возможность быть обнаруженным удесятерялась.
И не просто смерть ждала в таком случае, а невыносимые пытки в гестапо, про изощрённость
которых ходили мрачные легенды…
Кузнецов мог взять только мастерством.
Дар перевоплощения был ему дан как талант. Он неустанно тренировался. Отрабатывал мимику
лица, жесты, походку. А когда заметили, что Кузнецов во сне часто говорит по-русски, начал избавляться от естественной, но теперь смертельно опасной привычки. Научиться контролировать себя даже во сне — это уже выше обычных человеческих сил. Кузнецов сумел приказать себе молчать во сне…



Перейти к верхней панели