Заказ, который принимала закройщица театральной мастерской в Перми Лидия Федоровна Хазова, был для нее не новым. Но когда на столе разложили эскизы, она удивилась. Нет, такой коми-пермяцкой национальной одежды Лидия Федоровна еще не кроила ни для одного хора. Вместо длинного, неуклюжего сарафана-дубасы на эскизах — красивые, легкие сарафаны из атласа с характерным народным орнаментом.
Идея создать современный национальный костюм возникла у участников художественной самодеятельности. Из Москвы в Кудымкар приехала художница Центрального Дома народного творчества Елизавета Георгиевна Аксельрод… Но прежде чем приступить к столь необычному «сочинению», она тщательно изучила десятки, сотни разновидностей коми-пермяцкой одежды. В этом сложном деле большую помощь оказали сохранившиеся в Кудымкаре альбомы известного коми-пермяцкого художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка. Полвека назад, живя в Москве, он исполнял орнаменты вышивок для сестры К. С. Станиславского — З. С. Соколовой, содержавшей мастерскую в Воронежской губернии. Листки, исчерченные рукой художника, донесли до нас оригинальные орнаменты, собранные много лет назад в селах этого края.
Так рождались эскизы, которые я увидел в театральной мастерской. На эскизах Е. Г. Аксельрод — костюмы для участников Коми-Пермяцкого народного ансамбля. Костюмы, сшитые по рисункам искусствоведа И. П. Субботиной, дочери художника, для участников хора села Кочево.
Кто знает, может, прямо со сцены сойдут новые национальные костюмы опять в народ.
Александр НИКИТИН
Как в Канашах первый фильм показывали
Это село раскинулось на высоких берегах одноименной речки Канаш. Издавна оно было поставщиком половиков и ковров на знаменитые Иваново-Крестовскую и Ирбитскую ярмарки. После Великой Октябрьской революции большинство кустарей объединилось в артели. Не ослабели традиции веками накопленного мастерства. В 1926 году канашские ткачихи изготовили 18 тысяч метров половичных дорожек. Ими можно было устлать тракт, соединяющий город Шадринск с селом Канаши.
Сейчас изделия искусных ткачих известны и за границей. Но здесь я хочу рассказать о другом. Вот документ, который писали в Канашском волостном исполнительном комитете Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 сентября 1919 года:
«В Шадринский уездный Револ. Комитет.
Канаигский Исполком просит разрешение для погрузки хлебом «мукой» одного вагона, как подарок от граждан с. Канашского для голодающих товарищей города Петрограда.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Раев СЕКРЕТАРЬ А. Песте рев».
Вагон муки отправили трудящимся красного Питера. В благодарность за помощь в суровую осень гражданской войны петроградские рабочие прислали в Канашский Совет киноаппарат. Сельчане ликовали! Но вот беда: киномехаников нет! Да и где взять киноленту? Так и стоял дорогой подарок до августа 1924 года, почти пять лет.
В это время партийная ячейка при Шадринском окружном подотделе народного образования взяла над Канашами культурное шефство. 8 сентября из города приехали два киномеханика и привезли фильм «Приключения мистера Веста в стране большевиков». И «крутили» они его на том самом аппарате, который подарили петроградские рабочие.
«Надо было видеть, с каким наслаждением и вниманием смотрели канашцы эту картину, — писала шадринская окружная газета «Рабоче-крестьянская правда».—А сколько самых разнообразных разговоров возникло потом. Одни спорят о том, так ли на самом деле все происходило, как в картине показано, другие слушают восьмидесятилегнего старика, впервые увидевшего такую «забаву» и «наглядевшегося досыта»; третьи расспрашивают, как это «из города приехали только двое и эвон што народу показали»…
Л. ОСИНЦЕВ