В сентябре прошлого года Свердловский облисполком принял решение об охране семидесяти трех памятников природы области. С этого номера мы будем печатать описания и снимки памятников.
Скалы Петра Гронского
В 30 км к северо-западу от города Свердловска (близ станции Исеть) расположены гранитные скалы Петра Гронского. Этот памятник природы открыт совсем недавно. Здесь, у подножия причудливых башен, археологи обнаружили стоянку первобытного человека.
К востоку от основного массива скал расположены две огромные каменные подушки с естественными чашами. По предположению археологов, в этих чашах первобытные люди разводили жертвенный огонь. Об этом свидетельствуют остатки жертвенной глиняной посуды, предметы быта, найденные близ скал.
С вершин скал видно озеро Исеть, а за ним трубы Средне-Уральской электростанции. Отсюда в город Свердловск скоро будет проведена тепло-магистраль.
Любители геологии смогут собрать здесь для своих коллекций прекрасные образцы уральского гранита, сфотографировать гранитные останцы, образовавшиеся в результате действия сил природы.
К скалам Петра Гронского проложили свой новый маршрут туристы города Свердловска. Они любуются сказочными каменными башнями, причудливым очертанием уступов со сквозными трещинами и нишами, стройной сосной, выросшей на вершине скал. На берегу Исетского озера, в деревне Коптяки, старик-рыбак рассказал туристам Свердловского Дворца пионеров о судьбе рабочего-революционера Петра Гронского, чье имя носят эти скалы.
— Я, ребята, от моего отца слышал, что скалы так названы народом после 1905 года. В ту пору я был мальчонкой, годков двенадцати. Помню, шел тогда слух, что за озером, близ скал, рабочие собираются, постреливают шибко. Только позднее я узнал, что это дружинники из Екатеринбурга стрельбе обучались. Постреляют, а потом оружие около скал спрячут. Следить же за оружием и доставлять его в город было велено Петру Гронскому, мастеровому из Березовска. Парень он был молодой, смекалистый. Смастерил себе крошни, к ним мешок привязал: внутри револьверы лежат, а сверху рыбка насыпана. Однажды идет Петр, посвистывает. Вдруг на него сбоку городовой налетел. Орет на всю улицу: «Ты, каналья, что в мешке несешь?» А Петр живехонько сбросил мешок с плеч и говорит городовому: «Да вот, рыбки наловил, ваше благородие. Не желаете ли откушать?»
Городовой брезгливо раздвинул края мешка и, увидев мелкую рыбешку, махнул рукой и пошел прочь.
А Петр доставил оружие кому следовало. После того его видели в Екатеринбурге среди рабочих-дружинников. Сказывают, угодил он в тюрьму, да скоро бежал оттуда и долго скрывался в наших местах.
Видно, хороший был человек, раз народ его запомнил и назвал его именем эти скалы,
Марков Камень
О тяжелом, бесправном положении мастеровых уральских заводов, их борьбе против заводчиков напоминает Марков Камень, расположенный в 20 км к юго-западу от города Сысерти.
Долго из уст в уста уральские мастеровые передавали историю бунта на Полевском заводе, который возглавил кричный подмастерье Марк Береговик.
— Приехала однажды в Полевское на престольный праздник владелица заводов генеральша Колтовская и увидела, как сильный и красивый Марк Береговик победил в праздничной борьбе силача Онисима.
Подозвала она его к своей карете и давай осматривать да ощупывать, словно лошадь. Затем сказала что-то не по-русски сопровождавшим ее иностранцам и велела Марку расстегнуть рубаху. Иностранцы, хохоча, также потянулись рассматривать русского богатыря. Не стерпел позора Марк, поднял одной рукой барыню и бросил ее на землю. Кинулись на него господа и приказчики, да где там было им справиться с могучим Марком! Раскидал он их в разные стороны и ушел вместе с женой Татьяной в густые, непроходимые уральские леса. Несколько раз посылала Колтовчиха (так прозвали мастеровые генеральшу Колтовскую), чтобы поймать Марка, да все безрезультатно. Каждый раз уходил он от погони, предупрежденный товарищами.
Три зимы жил он в избушке у горы, с которой часто смотрел на родную сторону. А потом ушел в Сибирь, на вольные земли. Гору, где стояла у Марка избушка, с тех пор и назвали Марков Камень. Эта легенда легла в основу сказа П. П. Бажова «Марков Камень».
Теперь у подножия этого камня с характерными матрацевидными плитами и возвышающимся над окружающей местностью триангуляционным знаком, проходит Всесоюзный туристский маршрут «По местам сказов П. П. Бажова».
Недалеко от Маркова Камня ведется разведка асбеста. Разработки начались в годы Советской власти. Поселок горняков Ново-Асбест вырос на том месте, где когда-то шумела вековая тайга.