Поделиться
Кандидат искусствоведения, доцент. Заведующая отделом Декоративно-прикладного искусства в Екатеринбургском Музее изобразительных искусств. Автор многих публикаций об истории камнерезного дела России и Европы, судьбе произведений из уральского малахита, творчестве А.К. Денисова-Уральского. Куратор выставочного проекта «…Более, чем художник…», посвященного 150-летию нашего земляка, и научного каталога выставки.
Для Алексея Козьмича начало 1903 года было ознаменовано открытием собственного предприятия – «Горнопромышленного агентства по распространению полезных ископаемых России А.К. Денисов (Уральский) и К°» – в столице Российской империи. К этому времени он – уже состоявшийся коммерсант, опытный экспонент Всероссийских и Всемирных выставок. Готовится представить в петербургском «Пассаже» (1903) свои ювелирные произведения.
Первые годы ХХ века для Н.В. Мешкова были омрачены политическими гонениями. Известный предприниматель активно поддерживал контакты с оппозиционными властям социалистами, будущими революционерами. В результате ему пришлось уехать из Перми. В 1902-1903 годах мы встречаем его имя в связи со светскими мероприятиями, проходившими в Самаре, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
Скорее всего, именно в российской столице вновь встретились художник и пароходовладелец. Возможно, акварельный пейзаж Алексей Козьмич написал специально для своего пермского мецената: сравнение пейзажа с видами камского берега от пристани перед домом Мешкова свидетельствуют в пользу этого предположения.
Фото: файл 08. А.К.Денисов-Уральский. Вид реки. 1903. Акварель, бумага. Фрагмент
В 1903 году собственному предприятию Н.В. Мешкова исполнялось 25 лет. Скорее всего, именно в связи с этой датой возникло желание отметить вниманием верного соратника и блестящего управляющего Григория Михайловича Чудинова.
К сожалению, мы не знаем, как сложилась судьба Григория Михайловича после революции. Известно, что он покинул Пермь в смутные годы Гражданской войны. Возможно, отправившись, как многие в эти тяжелые годы, в направлении Сибири.
Акварель же, скорее всего, была передана родственникам, оставшимся в Перми. Анна Васильевна Снегирева, в замужестве – Чудинова, двоюродная бабушка нынешних владельцев акварели, вероятно, получила ее от одного из своих мужей. Первым супругом Анны Васильевны был Николай Иванович Чудинов. Овдовев, она вышла замуж за его брата, Ивана. Известно, что вся семья работала в пароходстве города Перми, но, к сожалению, установить прямые родственные связи с Григорием Михайловичем на данный момент невозможно.
После отъезда А.В. Чудиновой в Москву акварель осталась в семье ее брата, тоже речника Александра Васильевича Снегирева. Его потомки, обратив внимание на подпись художника, показали эту работу в екатеринбургском музее.
Удивительное сплетение имен, в равной степени причастных к истории Урала, оказалось сосредоточено в одном акварельном листе. Знакомство с ним стало возможно благодаря искреннему интересу нынешних владельцев акварели к истории и искусству родного края. Выражаю также глубокую признательность Т.И. Починовой, главному научному сотруднику Пермского краеведческого музея, за предоставленную информацию о Г.М. Чудинове и возможность поместить в статье фотографию с лицами ее героев.
Владелец дома – крупный предприниматель, меценат, один из основателей высшего образования на Урале – хорошо известен в Перми, его биография тесно связана с развитием российского речного транспорта. Поступив в 19 лет на службу в контору владельца пароходов и пристаней купца Соболева, Мешков делает стремительную карьеру, которая привела его в Пермь. Здесь в 1878 году он выкупил, на паях с компаньоном, свой первый пароход и начал самостоятельную предпринимательскую деятельность. С течением времени пароходство Мешкова поглощает мелких конкурентов. В начале ХХ века «Товарищество пароходства и транспортирования грузов бр. Ф. и Г. Каменские и Н. Мешков» становится одним из самых крупных в России. Активная общественная деятельность и безупречная честность Н.В. Мешкова проявились в 1891 году, когда ему пришлось заниматься организацией закупки и доставки семенного зерна для пострадавших от засухи уездов Пермской губернии.
Во многом благодаря усилиям Николая Васильевича в Перми в 1916 году появляется отделение Петроградского университета, преобразованное через год в самостоятельное учебное заведение. В память об этом событии была сделана большая официальная фотография, где в центре в первом ряду, рядом с товарищем министра народного просвещения, сидит Н.В. Мешков.
Фото: файл 06. Соединенная комиссия Губернского земства и Городской Думы по открытию в Перми университета. 1916. Пермский краеведческий музей. (4-й слева в первом ряду – Н.В. Мешков, 2-й слева во втором ряду – Г.М. Чудинов. (Инв. № ПКМ 11694/2)
Во втором ряду на этой фотографии мы видим Григория Михайловича Чудинова, верного соратника и постоянного помощника Мешкова во всех его начинаниях.
Г.М. Чудинов происходил из крестьян, был старообрядцем. С Мешковым сотрудничал с самого начала его предприятия (1878) и до национализации пароходства в 1918 году. Он работал управляющим Мешкова в Перми, пользовался абсолютным доверием и имел неограниченные полномочия. Жил со своей большой семьей в двухэтажном флигеле в усадьбе Мешкова в Перми. Р.И. Рабинович в опубликованной в 1990 году книге «Опальный миллионер» пишет, что Григорий Михайлович от природы был наделен изумительной памятью и не нуждался в бухгалтерии. По первому требованию он мог сообщить хозяину предприятия любые сведения о взаиморасчетах с поставщиками и главными клиентами.
Внимание и поддержка столь известного предпринимателя и мецената, каким был Н.В. Мешков, сказалась на дальнейшей судьбе и А.К. Денисова-Уральского. Выставка в Перми привлекла внимание прессы, вызвала интерес у публики. Благодаря этому успеху, через год художник открыл в Петербурге новую выставку «Картины Урала и его богатств», очаровавшую публику видами Урала, его минеральными ископаемыми и изделиями из них.
Интересное само по себе произведение было дополнено, вероятно, чуть позднее создания, и, возможно, другой рукой. Слева появились синие и красные драпировки, от которых к верхнему обрезу картины протянулись золотые шнуры с кистью. К образованным шнурами петлям прикреплены два памятных знака в виде круглых медальонов в ободках желтого цвета и оправах в виде двух скрещенных якорей. На левом в центре на красном фоне – цифры 25, по кругу сверху – «Григорию Михайловичу Чудинову», снизу – «от Н.В. Мешкова». На правом – изображение плывущей баржи, слева и справа от мачты которой – даты «1873» и «1903».
Фото: файл 03. А.К. Денисов-Уральский. Вид реки. 1903. Акварель, бумага. Фрагмент
Внизу, чуть левее середины листа, бледно-зеленым цветом обозначены даты: «1878-1903», между ними, через дробную черту, «XXV» и «7». Слева от дат буквами, цвет которых вписан в оттенки драпировки, – «Г.М. Чудинову», справа, буквами темного цвета – «от Н.В. Мешкова». Под второй фамилией – подпись чернилами: «Н. Мешков» и проставлена дата «1 апреля 1903 г.». Правее сохранился обведенный карандашом овальный контур, в котором, по сообщению владельцев, раньше помещался фотопортрет неизвестной дамы.
Разумеется, такое сочетание фамилий не могло не вызвать интерес и вопросы. Кто же эти люди? Как у них оказалась акварель Денисова-Уральского? Кто и для кого превратил ее в поздравительный адрес?
Фото: файл 04(1). А.К. Денисов-Уральский. Фотография. 1901. Частная коллекция
Путь к признанию у Алексея Денисова был тернист и непрост. Потомственный камнерез, он рано принял на себя управление семейным бизнесом, основная продукция которого – насыпные «рельефные» иконы и минералогические горки – пользовалась спросом не только на Урале. С детства увлеченный живописью, Денисов пробует получить образование в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (конец 1880-х – начало 1890-х). Здесь он совершенствует навыки масляной живописи и графических техник. Одной из любимых становится акварель, и с середины 1890-х Алексей Козьмич регулярно участвует в выставках Общества русских акварелистов.
Он покоряет зрителя постепенно: в ноябре 1900 года Денисов, впервые добавив к своей фамилии топоним «Уральский», открывает в родном Екатеринбурге выставку «Урал в живописи». А в конце декабря возможность познакомиться с сорока восьмью произведениями живописи и графики получила публика губернской столицы Перми.
Здесь его выставка открылась в доме пароходовладельца Николая Васильевича Мешкова. Стоящий на набережной Камы, один из самых эффектных особняков города, он был перестроен в 1887-1889 годах архитектором А.Б. Турчевичем.
Людмила Будрина Что рассказала акварель
Графическое наследие Алексея Козьмича Денисова-Уральского известно любителям отечественного искусства существенно хуже, чем его живописные полотна или камнерезные произведения. Возможность познакомиться с этой стороной творчества земляка жителям и гостям Екатеринбурга предоставил городской Музей изобразительных искусств в 2014 году, на большой выставке, приуроченной к 150-летию уральца.
Неожиданным результатом этого выставочного проекта стало выявление нескольких ранее неизвестных произведений мастера. В их числе небольшая подписная акварель, хранящаяся в семье пермских потомственных речников.
Фото: файл 01. А.К. Денисов-Уральский. Вид реки. 1903. Акварель, бумага. Частная коллекция
Акварельный рисунок выполнен на листе специальной бумаги размером 34,5 на 49,2 сантиметра. Художник изобразил панораму обрывистого берега полноводной реки с песчаными отмелями, под ясным голубым небом. На водной глади мы видим группы барж. На расположенном в правой части пейзажа склоне написаны две сосны. В правом нижнем углу находится развернутая подпись с датировкой и указанием места создания: «А. Денисовъ-Уральскiй 1903 СПб».