За кулисами мальчишника
Вот парадокс: судьба России, ее суть и стать полны духовного начала. Душа у России женская – чуткая, ранимая, отзывчивая, врачующая. А нашу отечественную драму под названием «История России» мы упорно инсценируем этаким мальчишником, где правят бал междоусобицы и войны, бунты и революции, а главные действующие лица – великие князья и цари, их шуты и казнители. Женщины действуют в спектакле лишь в эпизодических ролях.
А ведь история – наша главная книга. Мы начинаем читать ее с юных лет и читаем всю жизнь. Она постепенно становится инструментом в наших руках, законодательницей мод. Мы не можем избавиться от ее гипноза. Мир изменяется так, как велит ему история. Забывчивость и эгоизм оборачиваются для общества жестокими последствиями. Пренебрежение женскими ценностями, каковы духовность, материнство, доброта, бытовые, семейные функции женщины, их как бы невостребованность и невознаградимость приводят к постепенному исчезновению женственности на земле, к «выравниванию» полов, к ожесточению общества и его деморализации. Процесс тут налицо: ХХ век уже явил нам женщин-боксеров и тяжелоатлетов, комбайнеров и грузчиков, сталеваров и горновых… И кажется, нет предела этой «эмансипации».
Предлагаемые очерки о женщинах Руси великокняжеской (до царя Ивана Грозного) – попытка хотя бы слегка приоткрыть истинную, а не сценическую роль женщины в жизни древнерусского общества. Большинству их героинь в летописной истории отведены где строчка, где абзац; их мимолетные образы видны как тени в свете их мужей и сыновей. Сведения об иных так скудны, что известная доля вымысла правдивее лукавого молчания летописца.
Но если даже оком версии всмотреться в судьбы подчас безымянных исторических женщин, если попытаться восстановить нарушенную причинность, услышать голос не только разума, но чувства, то из тумана времен проглянет истинная подоплека того или иного события. И окажется, что отсутствие женщин на подмостках мальчишника вовсе не означает их пассивности в действительной жизни. Только средства их вмешательства в принципе иные, чем у мужчин, – они обретаются в области чувств и эмоций, в области души, бытовых и интимных отношений, но от того не менее, а даже более эффективны. «Cherchez la femme!» – ищите женщину! – хочется воскликнуть всякий раз – пьем ли мы очередную викторию, восторгаемся ли поэтическим перлом, или отдаем дань ученому открытию.
Клинок и Чаша – символы мужского и женского начал, два противостоящих друг другу полюса. Клинок казнит, Чаща милует; Клинок ранит, Чаша врачует; Клинок жертвует сынами на поле брани, Чаша не устает полнить их запас. Клинок творит, витийствует и судит; он дарит миру то, что неслышным и подчас бессвязным языком любви и милосердия нашептала ему Чаша.
Содержание:
- Александра – боярская дочь
- Бесприютная Александра
- Богоматерь Милава (Ольга Волынская)
- Верхуслава из Большого гнезда
- Горислава
- Евпраксия-притворщица
- Княгиня Анна Благодать
- Коварство и любовь (Великая княгиня московская Софья Витовтовна)
- Кончака
- Легенды о княгине Ольге
- Малуша-любечанка
- Матерь Новгородская (портрет-версия Марфы Борецкой, посадницы)
- Невеста из Царьграда
- Пояс Евдокии
- Свеча бы не угасла…
- Софья Палеолог
- Три жены Симеона Гордого
- Христовы невесты (Евфросиния Суздальская)