Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Северная территория Лукоморья, известная путешественникам и многим картографам в средние века, удивительным образом оказалась забытой в современное время.

Некогда знаменитое Лукоморье — местность около морской излучины Обской губы на севере России — приобрело значение сказочной страны благодаря великому произведению Александра Сергеевича Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит… 

Александр Сергеевич Пушкин

 

О каком Лукоморье писал поэт? О северной или какой-либо другой морской излучине? Теперь сложно найти истину. Мог ли знать Александр Сергеевич о существовании Лукоморья в Сибири? Конечно, мог, потому что его дальний предок — Евстафий Михайлович Пушкин, первый владелец поместья в Болдино XVI века (где поэт проводил немалую часть времени) — служил в Тобольске воеводой. Другой родственник А. С. Пушкина — Борис Пушкин — служил воеводой в Мангазее. Знаменитый А. П. Ганнибал по предписанию ездил в Тобольск для построения крепости… Откуда же взялись знаменитые строки «У лукоморья дуб зеленый?». Ответ на этот вопрос можно найти в тетради поэта, который записывал народные сказки:

«Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке — наконец море выкинуло их на землю. Сын заметил это. «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет». — Господь благослови тебя, дитятка. — Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править. Едет мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет его поймать, он никак не дается. Гости корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные и проч. «Ах, — говорит царь, — поеду посмотреть это чудо». — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. — Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб».
А. С. Пушкин. Записи сказок. (Тетрадь № 2368).

… Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

Современный лабаз. Фото экспедиции 2013 г. отделения Русского географического общества в ЯНАО

 

Образ избушки на «курьих ножках» в Ямало-Ненецком автономном округе встречается в поселениях народов ханты, где традиционно устанавливают лабазы на срубленных деревьях следующим образом: находят четыре лиственницы, расположенные таким образом, чтобы образовывался квадрат-основание для постройки и срубают их, оставляя столбы около двух метров высотой или выше. Далее строят лабаз, который служит для хранения продуктов и защиты их от животных и весенних паводков. Для входа в лабаз используется небольшая дверь, к которой можно влезть по приставной лестнице. Данные строения широко распространены с древних времен среди народа ханты, живущих вдоль р. Обь, Полуй, Куноват и др. «Курьи ножки» напоминают торчащие корневища оснований столбов. Лабазы бывают на четырех столбах и на двух.

В Музее истории и археологии г. Надым хранится деревянная фигурка в виде избушки на ножках, обнаруженная при археологических раскопках Надымского городища около Обской губы (территория Лукоморья, согласно европейским средневековым картам).

Деревянная фигурка избушки на ножках, найденная археологами при раскопках Надымского городища около Обской губы. Музей истории и археологии г. Надыма.

 

В 1877 году в приложении к 30‑му тому Императорской академии наук были напечатаны «Письма и отчеты о путешествии в долину р. Оби» по поручению Императорской Академии наук И. С. Полякова. Путешественник в седьмом разделе своих трудов пишет:

«… требовать от Обдорска большего нельзя; он занимает самую характерную часть полунощной страны, известной с глубокой древности под именем Лукомория. Здесь именно находятся упоминаемые в Нестеровской летописи горы «суть горы, зайдуче луку моря, им же высота яко до небесе». О той же местности, имеются следующие древние известия: «На восточной стране, за Югорской землею, над морем живут люди, самоеды зовомы, молонгозеи, я ядь их мясо оленье, да рыба… Да есть у них лекари, у которова человека внутри нездраво, и они брюхо режут, да нутро вынимают, да очищают, и паки заживляют…». Во всех этих известиях о Лукоморьи, о «самояди на полунощных странах» не трудно доискаться до многих весьма верных и ценных фактов; что же касается до формы, в которой они вошли в предания, то она несомненно заключает в себе много образного, фигурального… точно так же, если в известиях о существующей еще до сих пор каменской самоеди, слово «лекарь» заменить словом «шаман», действиям которого еще и теперь приписывается так много чудесного, тогда также все будет понятно. Своеобразная действительность дала еще больше простора для вымысла простому народу, в сказках которого Лукоморье явилось вполне страной чудес. Во время моего пребывания в Обдорске мне не раз приходили на память слова Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Во всем этом произведении один только дуб зеленый смущал меня, чтобы признать в сказочном Лукоморьи нынешний Обдорск или древнюю Обдорию. Но народная фантазия, любящая впадать в анахронизмы, легко смешивающая лица и события, тем охотнее могла променять приземистую, скромную полярную березу на гордый и величественный дуб; что же касается до златой цепи, то ее давно стараются разыскать многие из сибирских капиталистов в недрах близкого отсюда Урала… И так, если бы была охота продолжать дальнейшую параллель, то относительно Обдорска и его окрестностей можно было бы вполне согласиться со словами поэта: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит». Доказательства этому приведет любой приверженец коммерческой тайны, способный лично натворить каких угодно чудес».

Более позднее упоминание названия территории «Лукоморье» принадлежит Ивану Семеновичу Шемановскому — русскому церковному деятелю, историку, этнографу, основателю первого музея в ЯНАО. Он в своих записях (опубликованных в Православном вестнике 1907 г.) о поездке из с. Хэ в Обдорск (современный г. Салехард) пишет: «Был чудный полярный вечер, когда я выезжал на проходных оленях из селения Хэ в опоэтизированное древней новгородской летописью Лукоморье — Обдорск. Висевшая над землею луна освещала своим нежным светом величавую Обскую губу. Затвердевшая от частых крепких ветров белоснежная пелена ее искрилась мириадами иссиня-белых фосфорических огоньков. Чистый воздух нехолодной ночи был так прозрачен, что можно было видеть далеко. Впереди меня и справа горизонт сливался с серо-синим небом, на котором едва виднелись маленькие северные звезды; вдали справа едва обозначились слабые очертания горного берега, представлявшего какую-то неопределенную массу снега и льда… Кругом было таинственно тихо».

Фрагмент карты из Атласа Герхарда Меркатора 1595 г. с указанием местоположения Лукоморья

 

К сожалению, сейчас мы уже не сможем найти на карте название «Лукоморье», но оно осталось в истории, осталась местность на территории России, с которой связано продолжение нашей жизни. Региональным отделением «Русское географическое общество» в Ямало-Ненецком округе был инициирован и сейчас работает проект «Лукоморье». Географы, краеведы, коренные народы Крайнего Севера, историки и сотрудники музеев, экспедиционные поисковые команды объединились вместе для изучения и сохранения истории Западной Сибири. Жизнь Лукоморья продолжается, каждый год раскрываются все новые свидетельства активной жизни людей с древних времен до наших дней на земле около морской излучины — Обской губы.

 

Вернуться в Содержание журнала

 



Перейти к верхней панели