Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Хризотил-асбест – удивительная каменная кудель

Значительно позднее много интересных материалов, в том числе материалы о добыче и о том, как твердый камень серпентинит (по русски – змеевик) с прожилками асбеста китайцы превращают в каменную кудель. Европейцы узнали из рассказов Марко Поло (1254-1324) – итальянского путешественника, вернувшегося домой около 1295 года, после 17-летнего пребывания в Китае и на юго-востоке Азии.
«Есть там же жила, откуда добывают саламандру. Саламандра, знайте, не зверь, как говорят, а вот это что: сказать по правде, никакой зверь, никакое животное по природе своей не сможет жить в огне, потому что всякое животное – из четырех элементов. Когда в горе докопаются до той жилы, о которой вы слышали, наломают из нее кусков, разотрут их, и они разметриваются как бы в шерстяные нитки; потом их сушат, потом толкут в большой медной ступке, и остаются те нитки, а землю выбрасывают как ненужную. Нитки словно шерстяные, их прядут и ткут на них полотно, скажу вам, как соткут его, вовсе не бело; кладут его потом в огонь, и по малом времени становится оно бело, как снег; а покажется на полотне пятнышко или оно как-нибудь запачкается, так кладут его в огонь, подержат немного, и становится оно опять бело, как снег».
В России первые сведения об асбесте относятся ко времени петровских реформ. В одном из донесений (ноября 12 дня 1722 года) начальника Уральских и Сибирских казенных заводов Вилима Ивановича де Генина Петру I сказано, что крепостной крестьянин Софрон Согра, приписанный Невьянскому заводу Никиты Демидова, летом 1720 года нашел «каменную куделю». Вскоре в Невьянске было налажено производство несгораемых пряжи и ткани. Из них делали дамские сумочки, скатерти и вязали кружева. В 1745 г. добыча асбеста и производство изделий из него были прекращены.
Акад. В. Севергин даже несколько ранее также отметил о находках асбеста в России: «Весьма хороший Амиант (тремолитовый асбест) имеется вблизи Верхнетагильского завода на так называемой шелковой горе, из коего одна женщина из Невьянска несгораемое полотно и перчатки делала. Самой камень крепок и блестит, но разделяется на толь мягкие шелковинки, что из него, наипаче с помощью масла, нарочито длинные и прочные нити прясть можно. Зри записки путешествия г. коллетского советника и кавалера Палласа».



Комментарии

Перейти к верхней панели