Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Хочешь чтобы тебя уважали? Читай больше!

— ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ МУДРЕЕ КНИГИ — КИНО, ДИСКОТЕКА, СТАДИОН!!
— «ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ» ЧИТАТЕЛЯ: ОТ СКАЗОК И ДЕТЕКТИВОВ — К КЛАССИКЕ.
— КНИГА ДАЕТ ЗНАНИЯ, ЗНАНИЯ РОЖДАЮТ УВЕРЕННОСТЬ.
— ЧИТАЮЩИЕ ЛЮДИ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНЫ!..
В нашем доме много подростков. Мальчишки редко уходят со двора: гоняют в футбол, бегают — одним словом, развлекают себя, как умеют. И родителям спокойно: подростки под присмотром, на виду.
Но чаще ребята сидят на скамеечке и «болтают». Летом балкон обычно открыт, и разговоры на скамейках хочешь не хочешь, а услышишь. О чем же обычно они говорят? Чаще всего и взахлеб — о только что просмотренных кино- и телефильмах. Не менее часто — о спорте, о своих товарищах.
О книгах разговор не зашел ни разу.
Как-то я решила полюбопытствовать: а читают ли они летом книги? Спросила двух-трех знакомых ребят. Они посмотрели на меня с удивлением:
— Читать?.. А зачем? Летом ведь нужно отдыхать! Успеем начитаться, когда учебный год начнется.
Увы, у многих современных подростков кино основательно вытеснило книгу… Почему же в нашем читающем мире встречается равнодушие к прекрасному этому занятию — чтению? Почему такое неумение пользоваться богатствами, которые дают нам книги?
…В детстве все мы фантазеры. Все или почти все. Детская фантазия причудлива, удивительна, необъяснима порой, воображение сказочно богато.
До сих пор не могу разгадать до конца тайну, или загадку, странной истории, происшедшей со мной в детстве. Не знаю, сколько мне было лет — пять или шесть? Жили мы тогда в старинном городе, который я любила за его белоснежные храмы, за одухотворенную романтичность. Жили в маленьком деревянном доме на окраине города. И однажды в один из то ли летних, то ли осенних теплых дней случилось ЭТО. Помню, как маленький мальчик — очевидно, Буратино, потому что был он деревянный,— взял меня за руку и повел вниз по лестнице (откуда в доме взялась такая лестница?..), а в руке его был ключик. В самом низу лестницы оказалась маленькая дверца. Он открыл ее, и моим изумленным глазам предстали… танцующие цветы!
Что это было — сон? Но сон этот был слишком «физически ощутимый»… Неоднократно возвращаясь мысленно к этому видению, я его все-таки объяснила так. Наверно, в тот период мама читала мне бессмертную, необыкновенно поэтическую сказку А. Толстого, и я жила в ней, домысливала…
Такова сила детского воображения.
Подобное происходит с подавляющим большинством детей.
Наше знакомство с миром книг начинается со сказок, которые читают и рассказывают нам мамы и бабушки. Именно сказки преподают первые уроки Добра, учат ненавидеть несправедливость, не бояться Зла. Сказки — такие воспитатели, без которых детям нельзя.
На смену сказкам приходят книги Жюля Верна и Майн Рида, Стивенсона и Конан Дойля, книги о подвигах советских разведчиков. Героические приключения, опасные ситуации… Читая эти книги, и себя чувствуешь таким, как герои их: бесстрашным, мужественным, дерзким!
А затем следует своего рода переходный этап — когда книга либо остается другом навсегда, либо навсегда уходит из жизни. Если любовь к чтению стала постоянной привычкой, потребностью, если она поддерживается в кругу родных и знакомых — значит, никакое кино, никакой телевизор не смогут заменить книгу.
Юношество — пора размышлений о смысле жизни, о себе, о других людях, об устройстве мира и человеческих отношениях. И мудрее книги здесь ничего нет. Вернее книги ничто не будет — ни кино, ни дискотека, ни стадион…
Я спросила некоторых ребят у нас в Перми — как они относятся к чтению, какие у них любимые книги?
Какие они разные, эти читающие шестнадцатилетние!.. Разные по своим книжным вкусам, разных называют писателей. Они вызывают симпатию и уважение своими разносторонними интересами. И интерес стоит за краткими ответами девятиклассников— интерес к миру, к людям, к жизни.
Когда я работала учителем литературы в школе, то особенно любила этот возраст — девятые классы. Возраст шестнадцатилетних — тот романтичный период, когда веришь, что все можно сделать, преодолеть. Как жаль, что у некоторых со временем куда-то это чувство уходит…
Так вот, в 9— 10-х классах самые уважаемые те, кто наиболее начитан.
Если в средних, 5—8-х еще присутствует культ физической силы, у кого более мощные кулаки, тот и авторитет, то в старших классах ценится ум. Лидер тот, кто больше знает. Хочешь, чтобы тебя уважали,— читай больше!
Одним из ребят, которые мне особенно запомнились в школе, был Максим. Разговаривать с ним всегда было необыкновенно интересно. Мало того, что он о многом знал — по каждому вопросу он имел оригинальное, свое суждение. Максим окончил школу с отличием и поступил в МГУ на физический факультет. Больше чем уверена: и в студенческой среде он пользуется таким же авторитетом, как в классе, и сейчас товарищи прислушиваются к его мнению.
В 15—16-летнем возрасте проблема общения становится особенно острой. «Непризнанные» ребята чувствуют себя в коллективе одинокими, это сказывается на их поведении, они чувствуют себя неуверенными, и от неуверенности — неумение общаться. Замкнутый круг!.. Из школьной жизни такое «одиночество» приходит во взрослую жизнь…
А ведь знания рождают уверенность. Читающие люди, если они хотят заговорить, всегда в центре внимания и окружены друзьями. Хотя… увы, нет, далеко не всегда. Иначе не шли бы пачками письма в редакцию об отсутствии друзей, о чувстве одиночества. А в письмах этих и мыслей много, и начитанность чувствуется…
И все же!.. Знания помогают быть внутренне сильным. Знающий человек, безусловно, интереснее невежды, а к интересным людям, интересным собеседникам тянутся окружающие.
Чтение помогает нам понять самих себя. Особенно — классическая литература, вот уж поистине целый курс практической психологии! Разумеется, читать классику — трудно, понять — и того трудней, столько в ней заложено мудрости. Но именно настоящая литература учит нас сострадать, переживать, мыслить — а что без этого человек?!
Хороший современный писатель Владимир Крупин высказал в одной из статей такую мысль: «Человек нечитающий проживает одну жизнь — свою, к тому же слишком бедную духовно. А читающий (особенно хорошую литературу) проживает вместе с героями любимых книг несколько жизней. Это и есть, наверное, та самая полная жизнь, о которой мы часто говорим и так мало печемся на деле».
Давайте читать — это значит быть лучше, умнее, выше. Давайте соответствовать своему высокому званию Человека!
…А как быть с ребятами, которые с большим удовольствием просмотрят за день один-два фильма, нежели прочтут хотя бы страницу хорошей, умной книги?
Придет и для них свой час. Час, когда они поймут, что никакое кино, никакие развлечения не в силах заменить чтение, поймут свою ущербность в сравнении с более умным и развитыми сверстниками. Вопрос будет стоять лишь так: вдохновит ли сознание своего несовершенства на то, чтобы наверстать упущенное, или, напротив, озлобит против «интеллигентов в очках»?
Есть у меня подозрение, что немалый процент современных мещан, с такой озлобленностью воспринимающих все новое, передовое, интересное, и есть бывшие «нечитающие» подростки…

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.
Цицерон
Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.
Д. И. Писарев
Задача книги — облегчить, ускорить познание жизни, а не заменить его.
Я. Корчак
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная.
А. С. Пушкин
Все хорошие книги сходны в одном — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода.
Э.Хэмингуэй

Я научился читать лет в пять-шесть. Но по-настоящему полюбил чтение тогда, когда пошел в школу. С тех пор прочитал множество разных книг. У каждой из них — своя задача: у одних — донести до нас правду, помочь понять истину; у других — рассказать о прошлом; у третьих — развеселить… Книги могут заставить пережить самые невероятные приключения, поставить в сотни острых ситуаций.
У меня нет самого-самого любимого писателя и самой-самой любимой книги, но я с удовольствием читаю и перечитываю Жюля Верна, Джека Лондона, Михаила Шолохова.
Если бы мне предложили выбрать одно из двух: кино или книга,— я, конечно, выбрал бы книгу. На свете больше интересных книг, чем хороших фильмов.
Александр СТАРЦЕВ, ученик 9 класса школы № 116 города Перми
В детстве мне сочинял разные истории папа, которого я очень любил. Тогда самыми интересными казались сказки. Сейчас с удовольствием читаю фантастику, приключенческую литературу, детективы.
Денис ПОЛУШКИН, 9 класс, школа № 93
В детстве любимым писателем был Андерсен, сейчас —  Алексин. Наиболее сильное впечатление из  прочитанных книг О произвела «Молодая гвардия»…
Наташа КУЗНЕЦОВА,  9 класс, школа № 28
Далее также приводятся ответы девятиклассников 28-й пермской школы.
Я читаю каждый день, особенно люблю фантастику и детективы. В детстве очень любила «Тома Сойера», а сейчас — «Тихий Дон».
Алла ГОНЦОВА
Полюбившиеся с детства книги можно перечитывать бесконечно — с ними вырос, и это как возвращение в счастливые, безмятежные годы… Любимыми остались для меня «Дети капитана Гранта» и другие книги Жюля Верна. В последние годы сильное впечатление произвели «Как закалялась сталь» Островского, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, книги Алексея Толстого.
Дима ВЕРХОЛАНЦЕВ
Для меня чтение — это и возможность поразмыслить, и отдых. Читаю все, кроме фантастики. Зачитывался Юлианом Семеновым, его «Семнадцатью мгновениями весны». Сейчас с удовольствием читаю Шукшина, «Войну и мир». Толстой — это айсберг…
Михаил БЕЛОБОБОВ
Фантастика, приключенческая литература, современная советская и зарубежная классика — все интересно! В числе любимых писателей — Стивенсон, Казанцев, Парнов, братья Стругацкие, Бредбери.
Лена АНТИПИНА
Люблю поэзию, классику и современную прозу. Из детских навсегда запомнятся «Тимур и его команда», «Овод», «Белый Бим….» Любимый писатель — А. С. Пушкин. Очень нравится Василь Быков.
Лариса ЛЁШИНА



Перейти к верхней панели