Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Возвращение приполярного оронима

На Приполярном Урале, примерно в 7 км на юго-запад от высшей уральской вершины Поэнг-Ур (На́родная), находится Гора  с современным картографическим названием Ма̅нси-Нё̅р. По соседству с Горой, несколько севернее, расположен Пик Дидковского, название которого было перенесено с Горы.   Ниже сказ пойдёт об этих двух вершинах.
Обе вершины находятся на линии Главного Уральского водораздела. Расстояние между ними – около 1 км. Обе вершины возвышаются над обширным каром, в котором лежит ледник Манси. Восточные склоны обеих гор круто обрываются к леднику. В верхней части – почти вертикально. От ледника течет ручей – приток р. Ма̅нси-Шор, впадающий справа в р. На́рода. Гора  имеет мощный скальный восточный отрог. В южном направлении от Горы  скальный Главный Уральский водораздел опускается на перевальное плато, расположенное между притоками рек Косью (на западе) и Ма̅нси-Шор (на востоке) и около восточного склона г. Блюхера. Примерно через 400 м на юг от Горы  в юго-восточном направлении отходит боковой гребень. Между восточным и юго-восточным гребнями лежит обширное безымянное озеро, из которого вытекает ручей, впадающий слева в р. Ма̅нси-Шор. Южные склоны юго-восточного гребня круто обрываются в узкую долинку левого притока р. Ма̅нси-Шор. Обычно в этой узкой долинке лежит длинный снежник.
От Горы  к Пику на север ведет скалистый гребень Главного Уральского водораздела, с башнями и бастионами, расположенными примерно на одном усредненном уровне. От Пика на запад отходит скалистый гребень, разделяющий два соседних правых притока р. Косью. От Пика на север скальный гребень круто опускается к перевалу между каром ледника Ма̅нси (на востоке) и правым притоком р. Косью (на западе).
Макушка Горы  представляет собой огромный монолит с большими трещинами, по которым можно забраться на верхушку. Вершинная площадка – маленькая – места хватает для 3-4 человек. Верхушка Пика – это островерхий бастион, на котором вершинная площадка практически отсутствует.
Восхождение на Гору  можно совершить либо из верховьев р. Косью, либо из долины р. На́́роды. Наиболее простой путь из верховьев р. Косью проходит от устья верхнего правого притока по увалу, расположенному между р. Косью и этим притоком, с траверсом покатой г. Блюхера. Далее – спуск на перевальное плато. А затем – вверх, на север, на Гору. Из долины р. На́рода, можно от устья р. Ма̅нси-Шор, пройти вверх по последней до устья четвертого (снизу) левого ручья. Далее – по узкой заснеженной долинке этого четвертого притока, с выходом на перевальное плато и вверх на макушку Горы.
Восхождение на пик можно совершить также либо из верховьев р. Косью, либо из долины р. На́роды. Из верховьев р. Косью на Пик можно подняться по нескольким маршрутам. Наиболее простой путь – через г. Блюхера на Гору  – и далее на север, вдоль гребня Главного Уральского водораздела до Пика. Второй маршрут – от устья верхнего правого притока р. Косью, по западному гребню Пика до его вершины. Третий, наиболее сложный, маршрут – вверх по верхнему правому притоку р. Косью, до перевальной седловины. Далее – на юг, по крутому каменистому склону, на верхушку Пика.
Из долины р. На́роды на Пик можно подняться по двум маршрутам. Либо через Гору  и далее по скалистому гребню Главного Уральского водораздела, обходя бастионы с западной стороны. Либо по восточному отрогу, образующему северные склоны кара с ледником Ма̅нси, с выходом на перевальную седловину, расположенную над ледником Ма̅нси (выход из ледника Ма̅нси на указанный перевал практически чрезвычайно сложен и не рекомендуется). Далее по крутому каменистому склону на макушку Пик.
История названий рассматриваемых гор начинается в 1927 году. В этом году район Приполярного Урала обследовала Североуральская экспедиция Уралплана и Академии наук. Руководителем экспедиции был А.Н. Алешков. А топографо-геодезические работы выполнял С.А. Янченко, который в то время практически был ещё студентом Ленинградского государственного университета, так как всего лишь за несколько дней до отъезда на Урал окончил курс университетских наук. В ходе экспедиционных работ Степан Алексеевич Янченко инструментально определил высотные отметки большого количества приполярных горных вершин. Среди них несколько вершин значительно превышали по высоте отметку горы Тельпосиз, считавшуюся до этого самой высокой вершиной Урала. Трем из этих высоких гор экспедиция дала названия: На́родная (оказавшаяся высочайшей Уральской вершиной), имени Карпинского (президента Академии наук в то время) и имени Дидковского (организатора этой экспедиции). Таким образом, гора имени Дидковского в 1927 г. была нанесена на географические карты и размещалась над ледником Ма̅нси, что соответствует местоположению рассматриваемой здесь Горы.
Борис Владимирович Дидковский родился 3 мая 1883 г. в Житомире в дворянской военной семье поручика 127-го Путивльского пехотного полка. Прошел обучение в Киевском кадетском корпусе. Учился в электротехническом институте, а затем в университете в Петербурге, где начал заниматься революционной деятельностью. Полиция напала на след молодого революционера. Его исключили из университета. Ему грозил неминуемый арест. С помощью товарищей он в конце 1905 г. уехал за границу.
Сначала он попал в Неаполь, но вскоре перебрался в Швейцарию. В Женеве, в университете, он успешно закончил курс геологических наук и получил степень бакалавра. В 1913 г. он, вместе с университетским профессором геологом Л. Дюпарком, отправился в Россию – на Урал – для геологической съемки платиноносного Павдинского округа. Здесь он почувствовал себя уральцем. И остался на Урале, начав службу на посту главного геолога Николае-Павдинского горного округа.
Наступила Февральская революция. Дидковский окунулся в революционную деятельность. В марте он руководил правлением волостных съездов Павды и Кытлыма и вступил в партию большевиков. В октябре в Верхотурье он возглавил городской совет рабочих депутатов. А в декабре того же 1917 г. он в Екатеринбурге начал заниматься национализацией промышленности Урала. Осенью 1918 г. Уралобком направил его на Северный Урал, где он организовал отряд добровольцев в Павде и Кытлыме. Под натиском колчаковцев партизаны с обозом по глубокому снегу пробрались из Кытлыма до Молчана.
В мирное время, с 9 марта 1920 г., Дидковский начал в Екатеринбурге работу по организации горной промышленности Урала. В июле 1920 г. по поручению Уралпромбюро Борис Владимирович сформировал Уральский горный комитет, который возглавлял много лет. В это же время по поручению Уралбюро ЦК Дидковский занимался организацией Уральского университета и был его первым ректором. Ряд лет Дидковский работал заместителем председателя Уралплана. В этот период он и организовал североуральскую экспедицию совместно с Академией наук, участники которой присвоили имя Дидковского одной из высоких вершин на Приполярном Урале. С конца 1930 г. Борис Владимирович – управляющий Уральского геологического треста. В январе 1937 г. Дидковский по ложному доносу был репрессирован и погиб 24 февраля 1938 г. В 1956 г. Борис Владимирович был полностью реабилитирован.
После репрессии Б.В. Дидковского его имя было стерто с географических карт Урала. А Горе  присвоили имя  Ма̅нси-Нё̅р, в честь народа Манси, освоившего Приполярный Урал с незапамятных времен. После реабилитации Бориса Владимировича, по предложению многочисленных соратников – геологов, работавших когда-то с Дидковским, имя Дидковского вновь появилось на уральской карте Приполярного Урала. Но оно был присвоено вершине, расположенной по соседству с горой Ма̅нси-Нё̅р. Эта гора имени Дидковского соответствует Пику, рассматриваемому в настоящем описании.
По предложению М.Н. Букиной, вдовы Б.В. Дидковского, Свердловский клуб туристов организовал туристскую экспедицию, посвященную памяти Б.В. Дидковского, проведённую в четыре этапа.
На первом – туристы посетили район Кытлыма, где когда-то действовал отряд под командованием Дидковского. В поселках Кытлым, Тылай и Растес разыскали участников гражданской войны из отряда Дидковского. Записали их воспоминания. При этом большой вклад в работу экспедиционного отряда внесли школьные преподаватели г. Карпинска – А.Шумков и Е.Сердитых.
На втором этапе, в марте-апреле 1968 г., туристы залетели на вертолете в верховья р. Косью, где построили зимнюю избу. Отсюда совершили восхождение на Гору  и установили там памятную плиту с текстом:
«Памяти Дидковского Б.В.,
революционера ленинской
гвардии Урала
(1883-1938 гг.)».
С большой теплотой вспоминаю я спутников моих в том восхождении – Ю. Гоголева, В. Клепицина. С ними довелось мне совершить немалое количество сложных походов. Но особенно вспоминается это путешествие. Тогда нам удалось на Приполярном Урале в одном походе совершить восхождения на шесть (с хвостиком) вершин. При этом в условиях, когда температура воздуха зашкаливала за минус 45 градусов.
Летом того же года, на третьем этапе экспедиции, туристы снова поднялись на Гору  и по просьбе М.Н. Букиной установили там фотографию Б.В. Дидковского. В то же время мы еще не располагали информацией о том, что имя Дидковского присвоено другой вершине – Пику. Спутниками моими в этом путешествии были Н. Трубина и А. Кокин. Прошло почти полвека с той поры, но при встречах и в телефонных разговорах мы с трепетом вспоминаем события того тройственного путешествия: сложнейший спуск с Парнукского плато в верховья р. Повсяншор, восхождение на Гору  и пр.
Когда мы узнали, что имя Дидковского присвоено Пику, то был проведен четвертый этап экспедиции.
К тому времени свердловский скульптор Матузная Тамара Алексеевна изваяла бюст Дидковского. И было принято решение установить этот бюст на вершине имени Дидковского, на Пике. Руководителем всех четырех этапов экспедиции был автор этих строк. По моей оценке, наиболее сложным оказался именно четвертый этап. Так случилось, что бюст нам пришлось устанавливать вдвоем с Виктором Крыловым. Первым рейсом вертолет забросил меня с Виктором из Саранпауля в верховья р. На́роды. Но так произошло, что следующие участники экспедиционного отряда к нам так и не прилетели. И вся работа по установке бюста легла на наши плечи. Сначала сделали разведку. По правому притоку р. Манси-Шор поднялись на плато, расположенное у южного подножия вершины Ма̅нси-Нё̅р (Гора). Поднялись на эту вершину. Оставили здесь бюст и материалы, необходимые для его установки. Прошли далее от Горы  на север вдоль скалистого гребня до горы Дидковского (Пик). Оказалось, что проход вдоль северного гребня несложен. Скальные бастионы легко проходятся у основания с западной стороны (на восток-то они обрываются почти вертикально к леднику Манси).
Оказалось, что макушка Пика представляет собой острый «зуб». Примерно в 4-5 м ниже верхушки «зуба» имеется небольшая площадочка, на которой можно установить бюст. Возвратились по иному маршруту. Спустились по скалам на перевальную седловину, расположенную к северу от Пика над ледником Ма̅нси. Затем поднялись на перевал, лежащий у южного основания горы Югры. И по леднику и снежнику скатились в верховья р. На́роды. Время было уже позднее – около часа ночи. Но относительно светла была полярная ночь. Закутавшись в полиэтиленовые пленки, легли на моховины и подремали несколько часов. А поутру возвратились в наш лагерь. Эта разведка показала, что возможен путь от Горы  к Пику.
После дня отдыха мы снова пошли наверх. В рюкзаках несли по 5 литров воды в полиэтиленовых мешках. Поднимаясь по снежнику, я вдруг почувствовал, что кто-то обливает мою спину водой. Оказалось, что мешок лопнул и вода вылилась из рюкзака на мою спину. Далее, без приключений, поднялись на гору Ма̅нси-Нё̅р и прошли до Пика Дидковского. Затем вернулись на гору Ма̅нси-Нё̅р и перенесли бюст и материалы. Погода испортилась. Похолодало. Немного выпадал снежок. Мы установили бюст. Зацементировали его. А внизу смонтировали фотографию Б.В. Дидковского и памятную плиту. Возвратились по пути подъема. Отрезок Главного Уральского водораздела от горы Ма̅нси-Нё̅р до горы Дидковского нам пришлось пройти пять раз! Скорее всего, это было первопрохождение этого участка.
Выполнив свою главную задачу, мы прошли через долину р. Хобею в лагерь геологов на р. Мань-Хобею. Откуда улетели на вертолете в Саранпауль.
Вот такие топографические приключения происходили на Приполярном Урале с названием «Гора Дидковского».



Перейти к верхней панели