Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Рифкат Багаутдинов — монументалист, скульптор,  живописец, график… Но прежде всего — монументалист. «Это у него в крови»,— говорят друзья-художники.
Выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, он сразу заявил о себе. Его дипломная работа ;— панно «Революция» — украсила площадь Стачек в городе на Неве. Молодой художник выбрал редкий в то время декоративный материал — цветные цементы, использовал весьма сложную технику — сграффито.
Панно выдержало испытание временем. Оно органично вошло в архитектуру площади, придало ей особый колорит, эстетически «споря» со стоящей рядом помпезной Триумфальной аркой…
Эта новаторская работа во многом определила дальнейшую творческую судьбу Рифката, его неустанные поиски предельно емкой выразительной формы.
В шестидесятых годах Р. Багаутдинов написал несколько живописных полотен, воссоздающих героическую биографию страны: «Москва. 1941», «Железная дивизия», «Восставшие». Строга, даже сурова цветовая гамма, чеканна композиция этих картин.
Родившийся в триптихе «Железная дивизия» образ трубача пройдет через все творчество художника. Это призыв слушать зов Революции.
Пожалуй, самой значительной в живописи художника является картина «Николай Островский». В юности он страстно увлекался романом «Как закалялась сталь», иллюстрировал его — для себя. Пластическое решение картины отчасти было подсказано, по признанию автора, поэтической строкой Константина Симонова: «На узкой кровати, железной и вечной, лежит человек, слепой и больной». Фигура писателя как бы отлита из металла и излучает такую силу, которую не способна сломить даже смерть. Поразительная отточенность всех компонентов картины, ее высокий нравственный настрой были замечены. Вместе с другими картинами художника она экспонировалась и на многих зарубежных выставках.
Р. Багаутдинов успешно освоил и книжный «микромир», оформив несколько десятков книг для Пермского издательства. Наибольший успех сопутствует ему тогда, когда есть возможность создать законченный облик книги. В сборнике «В. И. Ленин и Пермский край» художник оригинально переосмыслил конструктивистский стиль некоторых советских художников-книжников 20-х годов. Здесь же выявилась и излюбленная, опробованная в живописи, «триада» художника: красный, белый и черный цвета. Такое колористическое ограничение позволило подчеркнуть выразительность ленинских документов. Эта работа была отмечена наградой на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги».
В оформлении миниатюрной книги-сувенира «Товарищ Песня», ставшей «мандатом» посланцев комсомола на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване, отразились основные темы творчества Р. Багаутдинова: революция, гражданская война, Великая Отечественная, созидательный труд советского народа.
Писатель Л. И. Давыдычев, несколько книг которого иллюстрировал художник, так оценил работу над «Песней»:. «Багаутдинов оформил книгу целиком, как произведение искусства». А ЦК ВЛКСМ удостоил ее диплома.
Важнейшая работа мастера — горельеф «Космос» и скульптура «Современный Икар» на здании Дворца культуры имени Юрия Гагарина в Перми. Автор и его помощники со сноровкой ювелиров «сшивали» электросваркой скроенные из нержавеющей стали плоскости и объемы.
Мне посчастливилось видеть, как рос «Икар», словно магический кристалл, какие усилия понадобились, чтобы он «преодолел» земное притяжение. Трудная, захватывающая была работу! В ней соединились инженерный расчет и поэтическое вдохновение, алгебра и гармония…



Перейти к верхней панели