Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Таланты и поклонники

ТРЕБУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ
Сегодня — время обновления, переоценки многого, что было привычным; устоявшимся, Если говорить о художественном творчестве, это ощутимо проявляется в литературе, киноискусстве, театре. А на песенной эстраде?..
Изменения есть. Но пока скорее количественные, чем качественные. Несомненный плюс — выход на широкую аудиторию бардов, рок-групп, рост престижа самодеятельного творчества, поиск новых форм… Но все же пока мало попыток осмысления опыта недавнего прошлого — и негативного, и положительного. А это необходимо.
Неблагодарна роль пророков, но рискну .предположить, что в ближайшем будущем сойдет на нет полемический запал авторов надуманных и ненужных запретов, и вновь на повестку дня остро встанет вопрос о качестве песенной эстрады. Стала ли она содержательнее, повысилась ли ее культура, больше ли ярких индивидуальностей? Выполняет ли она свое главное предназначение — идти в ногу со временем, помогать духовной перестройке, развитию творческих начал?
…Известная актриса Алла Демидова в большой статье, посвященной театру, попыталась привлечь внимание к личности художника, его позиции и устремлениям. «…Врачевать души,— писала она в газете «Известия» (15 апреля 1987 г.),— могут только очень честные, понимающие свое назначение люди… Любое истинное произведение искусства предполагает в себе чистоту, благородство и возвышенность мыслей — без этого не выдержало бы оно испытание временем».
Ни для кого не секрет, что масса произведений песенного искусства не выдерживает такого испытания… Почему? !
Потому ли, что не созданы условия благоприятствования новым талантам? Так считают многие. И резон в этом есть.
Но вспомним: Владимир Высоцкий творил в «неблагоприятных» условиях. Вряд ли можно назвать сегодня много произведений, которые были бы современнее, острее актуальнее его песен.
Значит, корень проблемы не в условиях, а в личности художника!
Думается, не случайно в последнее время стремительно растет почта редакций с вопросами о жизненном пути, интересах, взглядах исполнителей: чем живут, что их волнует, как пополняют свой творческий багаж, к чему стремятся, как понимают сегодняшние проблемы…
Поскольку наш разговор о современной музыке задуман как встречи в диалог-клубе, обращаемся к читателю с предложением: попробуйте сформулировать один вопрос конкретному исполнителю или ансамблю. Наиболее интересные вопросы мы постараемся довести до адресатов и опубликовать ответы.
На киноэкранах страны с большим успехом идет фильм о В. Высоцком «Воспоминание». В нем снялась певица заслуженная артистка РСФСР Елена Камбурова. Выбор именно этой певицы создателями фильма представляется и мне очень удачным, может быть, даже единственно возможным.
Чтобы кратко представить певицу, обратимся к фрагментам из интервью, которые она давала в последнее время. .
«Я мечтала о театре,— рассказывает Е. Камбурова.— Поступала в Щукинское и провалилась. В том же году подала документы в эстрадно-цирковое — и поступила. Была чтецом-декламатороМ, до тех пор пока не познакомилась с песнями Новеллы Матвеевой. В них была драматургия, в них я увидела свой путь к театру. Так начал разматываться клубочек: эти песни проложили дорогу другим, создали, что ли, тот микроклимат, в котором я и начала расти как исполнительница… Нередко еще исполнители во главу угла ставят умение нравиться и потому стараются петь что-то попроще, подоступнее. Моя «сверхзадача» — не развлекать зрителя, но дать ему пищу для размышлений. Артист должен передавать мысли других, но обязательно те мысли, которые стали и его мыслями… Абсолютно постоянны для меня три имени: Булат Окуджава, Новелла Матвеева и Юлий Ким. С их песен я начинала когда-то и сейчас с большой радостью вернулась к ним. Могу назвать также Юрия Левитанского, Давида Самойлова, Арсения Тарковского — очень близкого мне поэта. Хочу, чтобы Цветаева и Маяковский были представлены не двумя-тремя песнями, как представлены они сейчас, а самое меньшее — целым отделением. Сейчас я ощущаю, как каждое из этих имен прорастает во мне, требует какого-то особого, пристального внимания, определенного состояния… Искусство должно пробуждать в человеке лучшее. Хочу, чтобы такое очищение душ происходило и на моих концертах (именно очищение, я не боюсь громких слов)».
Гастроли Е. Камбуровой в Свердловске, которые мне довелось наблюдать, проходят с большим успехом, и перед концертами всегда есть спрашивающие лишние билетики. При всем этом ее выступления никак не рассчитаны на внешний эффект. Нет пританцовываний с микрофоном или кокетливой болтовни — привычных атрибутов нынешней эстрады. Голос, мимика, жест — этот арсенал выразительных средств, кажется, мал, но оказывается вполне достаточным, чтобы затронуть, сердца, повести за собой.
В нынешнем году фирма «Мелодия» подготовила третью пластинку певицы «Да осенит тишина…» Совместно с ансамблем Д. Покровского Елена Камбурова записала песни С. Никитина, Б. Окуджавы, В. Дашкевича.

ШАНСОН?!
Вопросов об Алле Пугачевой так много, что при всем обилии информации о ней в прессе мы не могли совсем уж оставить их без внимания и тем обидеть большую группу наших читателей.
Дебют Аллы Пугачевой как эстрадной исполнительницы состоялся на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!», где она, в то время шестнадцатилетняя московская школьница, исполнила песню Л. Мерабова на стихи М. Танича «Робот». После окончания дирижерско-хорового отделения музыкального училища им. Ипполитова-Иванова она пела в ансамбле «Новый электрон», затем — в оркестре О. Лундстрема и в ансамбле «Веселые ребята». Осенью 1974 года стала лауреатом V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (песенка «Посидим, поокаем»). Пришла слава…
Но для большинства слушателей открытие А. Пугачевой состоялось немного позже — на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии, где исполненная ею песня «Арлекин» стала сенсацией и — сегодня это очевидно — одним из высших достижений эстрады.
Дальнейшее всем хорошо известно. Свой сегодняшний взгляд на цели и смысл творчества Алла Борисовна изложила в интервью, .опубликованном журналом «Огонек» (1987, № 11). Цитировать не будем: поклонники без рсобого труда смогут найти журнал.
Феномен А. Пугачевой — длительная и широкая популярность — пока не находит достаточно убедительного для всех объяснения. И я не возьму на себя смелость попытаться найти его. Но одним наблюдением хотелось бы поделиться. (Замечу, что к поклонникам певицы не принадлежу, поэтому воспринимаю ее творчество несколько отстраненно.)

Как мне кажется, Алла Пугачева восприняла и последовательно придерживается традиции, которая давно существует на мировой эстраде, но долгое время не прорастала на нашей почве. Я имею в виду традицию исполнительства, именуемую на всех языках французским словом «шансон».
Что это такое? «Молодежная энциклопедия», изданная в 1984 году в Лейпциге (ГДР), определяет шансон как песню, исполняемую в инструментальном сопровождении и отражающую личные переживания, мысли, чувства. И еще: эта песня должна отражать жизненные обстоятельства, касающиеся большинства слушателей. Классическим шансоном считают песни в исполнении замечательной французской певицы Эдит Пиаф.
Думается, никто не возразит против того, что в исполнении А. Пугачевой всегда есть ярко выраженное личностное начало. Часть песен ее репертуара отвечает и последнему условию определения шансона. Но в том-то и дело, что только часть. Слушатели должны узнавать в песне прежде всего себя, свои переживания, а не знаменитой и уставшей от своих трудов «женщины, которая поет». Отсюда — отчуждение части прежних поклонников.
И еще по поводу шансона. Думается, это понятие должно получить в нашей музыковедческой литературе наконец-то — пусть и с большим опозданием — права гражданства. Его отсутствие болезненно сказывается на состоянии нашей эстрады. Принятое у нас универсальное понятие «песня» в действительности неоднозначно.
Шансон близок к танцевальной музыке, но принципиально отличается от нее, так как не предназначен для танцев. Исполнитель с начальных шагов должен сделать выбор, иначе он «повиснет» между двумя полюсами, что и случается с массой наших молодых талантов.
Наглядный тому пример — два конкурса молодых исполнителей советской песни в Юрмале. Пресса почти единодушно вынесла суровый приговор: концерты оставили впечатление, что конкурсанты поют одну нескончаемую песню… Но как же так: ведь каждый исполнял обязательно и танцевальную мелодию, и иную по характеру — лирическую песню?
Может быть, в том-то и дело, что обязательным было и то, и другое. В результате лирическая песня редко получалась проникновенной и, соответственно, танцевальная редко получалась искрящейся, заводной… Эклектичность всегда мстит! Она была заложена в условия конкурса. Р. Паулс говорил: «Наш конкурс я вижу конкурсом современной советской эстрадной песни — и грустной, лирической, и танцевальной, ритмически-шумной, но такой, которую сегодня требует и принимает широкий слушатель» («Аврора», 1987* № 1).
В результате страдают и слушатели, и конкурсанты. Олег Бархатов из Красноярска, исполнивший песню Д. Тухманова «Чистые пруды», явно тяготеет к шансону— пусть бы и показал песни такого рода. Ж. Бубялис из Вильнюса с видимым удовольствием разыгрывал «буги-вуги». Скорее всего, его стихия — танцевальная музыка… Согласитесь, важное, сложное и нужное дело. У кого-то, возможно, есть талант и на то, и на другое. Но надо ли искать именно эту иголку в стоге сена и губить менее универсальные таланты?..
Такие мысли возникли у меня нынешним летом после трех телетрансляций из Юрмалы.

«ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР»
Без раздумий назову трио современной камерной джазовой музыки Литовской государственной филармонии — таково официальное название ансамбля, поднявшего в последние годы престиж советского джаза.
Известный музыкальный критик А. Баташев писал в книге «Советский джаз»: «Этот ансамбль исполняет музыку, не имеющую, насколько мне известно, прототипов ни у нас, ни за рубежом — это совершенно уникальное и, по единодушному мнению аудитории и музыкантов-специалистов, высокохудожественное явление в советском джазе».
А вот несколько строк из рецензии на выступление трио на джазовом фестивале в Тбилиси (1978 г.) в «Комсомольской правде»: «Джазовое трио из Вильнюса можно без натяжки, назвать ансамблем виртуозов…  Мастерство, с которым они играют выше всяких похвал».
«Их оригинальный язык охватывает все формы, существующие в музыкальной традиции, к которой принадлежат достижения русской, и классической, и современной музыки…— писал болгарский журнал «Лик» после фестиваля «Джаз джембори-76» — Музыканты абсолютно свободны в выборе выразительных средств, но все пассажи они исполняют с тонким чувством, вкусом- и выполняют основную цель искусства — сообщить человеку нечто новое о нем самом, об окружающем его мире».
На концертах трио в Свердловске мне довелось наблюдать зрителей, которые были предубежденно настроены к «слишком громкой» славе ансамбля. Но все они очень скоро были в плену этого удивительного явления — рождения музыки на глазах у слушателей.
Поразительно, насколько по-разному, совершенно самостоятельно существуют композиции, имеющие общий исходный момент: записанные на пластинке «Джаз джембори» в Польше, на диске фирмы «Мелодия» и исполняемые на эстраде!..
Каждый из участников трио — «един в трех лицах»: композитор, исполнитель, импровизатор. Есть и четвертое достоинство: каждый из них — понимающий партнер.
Особенным вниманием рецензентов пользуется альт-саксофонист Владимир Чекасин. Чешский музыковед А. Марцнер писал о нем как о «феноменальном явлении в новом поколении советских джазовых музыкантов». О нем без шуток можно сказать: «человек-оркестр».
Начал Владимир учиться на скрипке, затем перешел на кларнет, а в Уральской консерватории освоил саксофон (родился Владимир в 1947 году в Свердловске, жил здесь до 1971 года), совершенствовался‘на фортепиано, изучал искусство композиции. Он играет на синтезаторе, на барабанах, у него десяток свирелей и флейт с разной пальцовкой и строем. В 1971 году В. Чекасин переехал в Вильнюс — так родилось «вильнюсское» трио.
Коллектив участвовал во Всемирных фестивалях молодежи и студентов в Гаване и Москве; в 1980 году был приглашен на представительный джазовый фестиваль в Западном Берлине (это было первое выступление советского коллектива на западноевропейском джазовом форуме) и заставил о себе заговорить.
Владимир Чекасин выступает и соло. Его игра получила высокую оценку на самых престижных фестивалях джаза в ФРГ, Англии, Финляндии, Италии… Охотно он участвует в различных выступлениях, проходящих в нашей стране: и в составе трио, и как руководитель джазового оркестра Литовской консерватории, и как солист. В 1985 году вышла пластинка «Воспоминание». Это — запись квартета В. Чекасина, одного из малых составов, существующих в биг-бенде студентов консерватории.
Недавно стало известно о выпуске новой пластинки Владимира Чекасина под названием «Дворовые песни». Симптоматично само название, и оно не обманет ожиданий любителей джаза. В этой музыке В. Чекасина дыхание жизни; в ней — и озорство, и ирония, и сарказм. А за всем этим — тревоги и заботы нашего современника.
Верится, что работы именно этого музыканта, «человека-оркестра», откроют мир современного джаза многим молодым меломанам.

ВИКТОРИНА
На этот раз вопросы викторины посвящены современной советской музыке.
Условия прежние: на открытке или в письме напишите номера вопросов и буквенные обозначения выбранных вами вариантов ответов. Не забудьте указать свой точный почтовый адрес.
Пусть не смутят вас, может быть, несколько неожиданные вопросы о симфонической или джазовой музыке: все они касаются имен, событий, получивших широкое освещение в центральной печати.
Три пластинки ждут трех читателей, которые первыми отправят в редакцию правильные ответы. Время на размышления и поиск — не более месяца со времени поступления журнала.
Успеха, друзья!
1. Назовите победителя конкурса «Юрмала-86»:
а) Р. Фомин; б) К. Каукс; в) Б. Бердыев.
2. В 1985 году на фестивале в Сан-Ремо в Италии известному автору и исполнителю собственных песен был присужден приз «Золотая гитара». Кто он?
а) Б. Окуджава; б) Ю. Визбор; в) Н. Матвеева.
3. На открытии II Международного Московского музыкального фестиваля впервые прозвучали вариации для симфонического оркестра под общим названием «Автопортрет» (1984 г.) Кто автор этого произведения?
а) Д. Тухманов; б) А. Шнитке; в) Р. Щедрин.
4. Назовите советскую рок-группу, исполнившую композицию «Реквием памяти Джона Леннона». Этот коллектив создан в 1979 году, недавно гастролировал во Франции и Англии.
а) «Автограф»; б) «Диалог»; в) «Круиз»
5. По итогам анкеты газеты «Советская молодежь!» (г, Рига) лучшим советским джазовым музыкантом на протяжении шести лет признается саксофонист..,
а) А. Козлов; б) Л. Саарсалу; в) В. Чекасин.
6. Репродукция картины художника К. Васильева «Прощание славянки» помещена на обложке пластинки…
а) «Заветный мой перекресток» (М. Бернес);
б) «Солдат и песня» (разные исполнители);
в) «Сыновья уходят в бой» (В. Высоцкий).
7. «Перезвоны. По прочтении Шукшина». Эта хоровая симфония отмечена в 1985 году Государственной премией СССР. Назовите ее автора:
а) В. Гаврилин; б) Г. Свиридов; в) М. Таривердиев.
8. Пластинка «Русские песни. Сюита на темы народных песен» записана группой «Скоморохи» и известным певцом. Назовите его:
a) А. Барыкин; б) А. Градский; в) В. Кузьмин.
9. «…Счастья в личной жизни!» желает новой пластинкой своим почитателям популярная певица:
а) А . Вески; б) Л. Долина; в) А. Пугачева.
10. По инициативе правления Союза композиторов РСФСР в апреле 1987 года в Ленинграде состоялся диспут «Вокруг рок-музыки». Обсуждались программы двух ансамблей— каких?
а) «Аквариум» и «Наутилус»;
б) «Браво» и «Круг»;
в) «Машина времени» и «Кр&до».
Ответы на викторину, письма с вопросами, мнениями, пожеланиями направляйте по адресу: 620219, Свердловск, ГСП-353, ул. 8 Марта, 22-в, редакция журнала «Уральский следопыт» («Музыка и мы»).



Перейти к верхней панели