Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Музей Распутина в деревне Покровка Ярковского района Тюменской области — первый частный музей в Советском союзе (открыт супругами Мариной и Владимиром Смирновыми в 1990 году) и единственный подобный музей в мире. Что весьма странно, потому что Распутин, уверена Марина Юрьевна, самый знаменитый русский.
Музей, которого, впрочем, тогда ещё и в проекте не было, начался с опроса старожилов Покровки,
помнивших живого Распутина и членов его семьи, и с нескольких уникальных фотографий.
Экспонаты для музея собирали путем «подворного обхода». Дело в том, что в архивах сохранилось письмо бедняков деревни Покровки, сочувствующих коммунистической партии, в котором они просят конфисковать у Распутиных вещи в пользу односельчан: «…граммофон и пианину — в школу, зерькало — соседям».
Имея список конфискованных вещей, Смирновы отправились по деревне. Кому предлагали водку,
кому — дрожжи и сахар. Так в экспозиции появились тарелка с вензелем императрицы Кузнецовского фарфорового завода, икона Симеона Верхотурского, знаменитый венский стул, собственноручные записки Распутина…
Отдельная история вышла с «зерькалом». Бабушка-соседка не хотела с ним расставаться, хотя к тому времени осталась от него лишь половина, да и то вся потемневшая и потрескавшаяся, так что зеркало вряд ли годилось для того, чтобы перед ним вертелись модницы. Но бабушка стояла на своем и семейную реликвию Распутина продавать не собиралась. Пришлось пустить в ход «тяжелую артиллерию» в лице отца Тихона, священника из тюменского Знаменского собора.
— Отдай для людей, на благое дело, — сказал он.
Бабушка сняла «зерькало» со стены и с поклоном протянула его Марине Смирновой.
Дому, в котором сегодня размещается музей, исполнилось 125 лет. В этом небольшом двухэтажном деревянном особнячке с крутой скрипучей лестницей и небольшими, но светлыми комнатами жил родственник Распутина — Илья Арсенов. Деревянные рассохшиеся половицы помнят, как по ним ходил старец Григорий, комнаты хранят эхо его голоса. Вот только для музея здание не слишком приспособлено: старая печь не может согреть обветшавшие стены, зимой здесь — словно в холодильнике, поэтому приезжают сюда Смирновы редко.
Надежды на то, что когда-нибудь удастся реконструировать этот дом, у них не было никакой. В чудеса они, выросшие в эпоху развитого социализма, не верили. И всё же приезд внучки Распутина Лоранс Ио-Соловьефф стал настоящим чудом. После этого о музее заговорили не только журналисты, краеведы и просто любители истории, но и власть имущие.



Перейти к верхней панели