Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.
Новые слова в языке берутся из двух источников: либо образуются от старых, либо заимствуются из других языков Третьего пути нет.
Значит, у каждого слова есть своя история, своя родословная. У одних она теряется во мраке времен, у других видна, как говорится, невооруженным глазом. Возьмем наудачу полдесятка слов: подоконник, наперсток, проволока, настойчивый, забывать.
Разберем по составу первое — подоконник.
Оно делится:
1) на приставку под, обозначающую «внизу», «ниже» (сравним: подстаканник, подлокотник, подберезовик):
2) корень окон (другие слова этого же корня: окон-ный, окон-це);
3) суффикс — ник (с этим же суффиксом слова: напильник, наличник, нарукавник, подойник, отстойник).
Кажется, все ясно. Слово подоконник происходит от другого слова — окно. У него есть приставка под (поскольку предмет находится под окном, ниже оконного стекла), суффикс — ник, общий у него с другими словами. Вроде бы никаких загадок. А между тем у наблюдательного человека здесь наберется тьма вопросов. При первом же взгляде обнаруживается, например, что с корнем этого слова дело обстоит не очень благополучно.
Единств. дом оставшийся с каслинских заимок. снимок 2008г.

Мы выделили корень окон. Ну, а если взять слово окошко, то куда делось н? Выходит, корень-то тут не окон, а всего лишь ок? И, значит, слово окно «разбирается» на корень ок, суффикс н и окончание о? А окошко делится так: ок-ошк-о? (Для сравнения приведем известное в уральских говорах лукно и из литературного языка— лукошко. Точно такое же деление). А с какими словами связан корень ок? Прежде всего — с древнерусским око — глаз. Значит, окно — это глаз, которым дом смотрит на свет!
Ну, а откуда взялись приставка под, суффикс ник? В русском языке и сейчас имеется слово под — «нижняя стенка, дно печи». Вспомните, как Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль» съел подовых пирогов, испеченных на поду — «не помню, пять, не помню, шесть». Стало быть, приставка под произошла от существительного под! Заметим, что и прочие приставки, а также суффиксы и окончания нашего языка происходят от других слов (например, приставка раз обязана своим происхождением корню, встречаемому нами в словах разить, резать, а окончание м в словах поем, едим — «родилось» из местоимения мы!).
Попробуем проследить историю приставки под дальше, в глубь времен. Ученые, знатоки древних языков, доказывают, что в древности это слово обозначало нога или след ноги, а отсюда развились такие значения: низ, дно (печи) и другие. Корень этого слова в древности был под или пед, отсюда слова пеший, пешком, пехота (д выпало перед согласными).
Итак, коротенькая приставка под оказывается родней целому ряду слов, на первый взгляд не имеющих к ней никакого отношения! А слово подоконник надо разбирать так: под-ок-он-ник! У него два суффикса, а не один! (Суффикс он заметен в словах оконный, оконце). Что касается суффикса ник, то ученые теряются в догадках насчет его прошлого: очень уж древний, и неизвестно, к какому слову он восходит. Мы знаем лишь, что кроме русского языка, он есть в украинском, польском, болгарском и в других славянских языках и что он имеет очень разнообразные значения: обозначает то предметы (подстаканник, набалдашник), то людей (школьник, начальник), то даже действия (субботник, воскресник). Может, кто-нибудь из вас, друзья, попытается выявить его родословную? А пока что мы стоим перед странным фактом: нога (под) + глаз (око) подоконник! Это ли не чудеса! Такими чудесами занимается и чудесная наука. Ее имя этимология, что в переводе с греческого означает — наука об истинном, первоначальном значении слов. Эта наука — действительно страна загадок и волнующих открытий. Она исследует прошлое слов, опускаясь подчас в такие глубины веков, о которых даже самые ученые историки не могут  сказать ничего определенного и ограничиваются смутными предположениями. А языковеды, занимающиеся этимологией, могут.
Возьмем такой пример. Текут по нашей стране большие реки — Дунай, Днестр, Днепр, Дон. Что значат их названия? Жители их побережий — русские, украинцы, молдаване — не могут объяснить. Старинные значения этих слов забыты. Историки, ссылаясь на древние документы, утверждают, что свыше 2000 лет назад в тех местах жили скифы. Но кто они такие были и куда делись? На каком языке говорили, с какими народами были в родстве? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна была помощь языковедов. И они помогли. Путем сравнения разных — древних и новых — языков было установлено, что сочетание дн, дон, дун в древнем скифском языке означало река. Так, слово
  • Дон значит просто река,
  • Днепр — глубокая река,
  • Днестр — ближняя река,
  • Дунай — река бога по имени Ави, Авья).
В современном осетинском языке слово дон тоже река, поток. Похожие на него слова встречались в древних иранских языках. По-видимому, скифы принадлежали к народам, говорившим на этих языках. Более того, скифы не вымерли, как утверждалось раньше. Они превратились в осетин — небольшой народ на Кавказе. Это доказано известным советским лингвистом профессором Абаевым на основе тщательного изучения дошедших до нас скифских слов. Видите, как этимология ведет нас в дальние страны, в седые тысячелетия.
Но мы немного отвлеклись от других упомянутых нами вначале слов — наперсток, проволока, настойчивый, забывать. У каждого из них тоже интересная и поучительная история. Рассмотрим ее хотя бы вкратце. Наперсток происходит от перст — палец. Это слово считается устаревшим, оно живет только в некоторых говорах. От него производные: перстень, перчатка. Первое кажется вполне понятным: перстень — это кольцо, надеваемое на палец (перст). А вот перчатка уже не связывается в сознании людей со словом перст. Причиной этого можно считать то, что более древний вид этого слова — перстятка (так сказать, перстатая рукавица, в отличие от простой, где имеется отдельное гнездо лишь для большого пальца) был забыт: перстятка превратилась сначала в перщатку, а затем в перчатку. Итак, слова наперсток, перстень, перчатка родственны, то есть восходят к одному слову — перст.
Слово проволока сейчас уже мало кто связывает с глаголом волоку, волочить. Кое-кто даже неправильно произносит его: проволка, провлока. А оно отражает процесс изготовления проволоки путем протягивания, волочения металлических заготовок через специальные отверстия в стальной доске, так называемые фильеры. Но совсем удивительным может показаться вот что: слово проволока родственно слову волк! Причем тут волк? Да при том, что он волочит свою добычу. Помните басню «Волк и ягненок»? «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать! Сказал — и в темный лес ягненка поволок». У русского слова волочить есть старославянский брат — влечь, влеку, от которого образованы: увлечь, привлекательный, увлечение, завлекать. Итак, в ряду с этими словами стоят проволока и волк!
Слово настойчивый также принадлежит большой семье разнообразных слов: устойчивый, обстоятельство, настойка, пристойный, застой, предстоять и другие. Все они восходят к корню стой, имеющемуся в глаголе стоять, стою. Но как далеко разошлись эти слова по значению! Настойка — и обстоятельство (член предложения); достойный— и предстоять. Какая ветвистая семья у этого корня! Причем, в одних словах значение стоять еще очень хорошо чувствуется (застой, устойчивость), в других же размыто, ослаблено, стерто, едва видимо (пристойный, обстоятельство).
Точно так же в слове забыть уже почти не чувствуется связи с глаголом быть, тоже давшим огромное потомство: бытьбыт, прибыть, убыть, прибыль, убыль, былине убавлять бытие, забавлять, былинка, обыватель забывчивость, прибавка
Чем больше у какого-нибудь корня «детей», тем больше вероятность, что некоторые из них не будут похожи на «отца», далеко уйдут от прежнего значения Глагол забывать — лишь одна веточка из пышного куста, выросшего из корня глагола быть. Забыть — значит перестать помнить. А то, чего не помнишь, перестает как бы существовать для тебя, находится за пределами твоего сознания. Быть за чем-то, вне чего-то — вот «идея» слова забыть.
Итак, повторяю: этимология — страна загадок. Чтобы научиться их разгадывать, надо знать не только свой родной язык, но и другие, древние и новые, надо приучить себя правильно мыслить, делать выводы. Все это дается упорным многолетним трудом, Но зато как этот труд вознаграждается!
Человек, овладевший истинами этимологии, ее правилами и приемами, видит глубокие, скрытые от неопытного глаза связи слов. Иногда из глубин истории выплывают такие «киты», что долго удивляешься, не в силах верить. Проверяешь и так, и сяк — нет, все на месте, все правильно! Вот один пример. Слова: былинка, добавка, физика и футуризм восходят к одному корню! Что за чушь!— воскликнете вы. Отлично всем известно, что родственные слова, восходящие к одному корню, не могут так отличаться друг от друга! Например: вода водный, водник, водяной, водянистый имеют корень вод, который мы видим в каждом из этих слов. А где же общий корень у слов физика, былинка? Но об этом — в следующий раз. А пока подумайте.

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели