Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Это ружье много лет хранит у себя дома подполковник в отставке Георгий Леонтьевич Игнатьев. Ружье — неописуемой красоты. Двести первая модель. Штучное, с двумя парами стволов (12-го калибра), расположенных вертикально. Одна пара стволов несколько укорочена, для стрельбы по близким целям, другая — удлинена и предназначена для стрельбы на дальние дистанции. Ложе и цевье из темно-коричневого орехового дерева, украшенное слоновой костью.
Великолепны гравировка и инкрустации. На одной щечке колодки, покрытой серебром и позолотой, изображены пернатые — утки, вальдшнепы, фазаны, на другой — четвероногие: гончаки, зайцы, лисы. Разрисованы также Цевье и шейка приклада — инкрустации и гравировка по дереву.
Ружье фирмы Гебрудер Меркель (братьев Меркель). Мастер штучного ружья поставил на нем только свои инициалы — Л. К.
Возьмешь такое ружье в руки, и выпускать не хочется: легкое, прикладистое. Вертикальный погиб, как говорят охотники, сделан так, что ось направляющего выстрела точно совмещается с направляющим глазом. Боковой отвод явно сделан для человека с широкими плечами и короткой шеей.
Выходит, что мастер знал, для кого делал ружье, видел маршала, а может быть, и делал замеры. Но то, что ружье изготовлено именно для Г. К. Жукова, не вызывает сомнений.
После окончания войны Г. К. Жуков был и главнокомандующим Группы советских войск в Германии, и главноначальствующим Советской военной администрации.
На серебряной пластине, прикреплявшейся к внутренней стороне крышки ружейного чехла, была такая надпись: «Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову 7 ноября 1945 года от демократических сил Германии».
К сожалению, пластинка не сохранилась. Уезжая из Свердловска в Москву, Георгий Константинович, очевидно, снял ее.
…Георгий Константинович решил на день рождения своей дочери подарить охотничье ружье. Было это в 1951 году в Свердловске. Маршал, сам заядлый охотник хотел и дочь приучить к охоте.
Итак, нужно было ружье. В ружейной коллекции Жукова ничего подходящего не нашлось. Тогда он обратился за помощью в окружной совет охотников.  Помог Николай Алексеевич Бурденко — знаменитый в то время стендовый стрелок.
Он принес на показ маршалу редкий экземпляр — ружье фирмы Голланд-Голланд, 28-го калибра, с гравировкой и инкрустациями на ружейной колодке. Красивое, прикладистое и легкое. Настоящее дамское охотничье ружье.
Маршалу оно понравилось.
— Ну, сколько просите? — спросил маршал.
— Нисколько, товарищ командующий. Не продаю. Могу отдать так.
— Как это так?
— А вот так. Берите и дарите.
Жуков походил, подумал и говорит:
— Ну вот что, товарищ Бурденко. Вы у нас прославленный мастер стендовой стрельбы. Берите вот это и бейте тарелки, чтоб небу жарко было. И молодых офицеров учите своему мастерству.
Увидел Бурденко ружье Жукова и замер в изумлении— до того было красиво. Только и смог выдавить:
— Слушаюсь, товарищ маршал! Постараюсь!
Так ружье Жукова перешло к Бурденко.
Тот, конечно, сразу на стенд, чтобы испробовать дар маршала в деле. Пострелял. И разочаровался. Не получалось у него меткого, точного выстрела. Многие тарелочки улетали вдаль, небитые. Бурденко презирал такую стрельбу, он привык бить так, что летящие тарелки разлетались в пыль.
Однажды он предложил пострелять из подаренного ружья Игнатьеву. И тот поразил все поданные мишени. После такого успеха офицера Игнатьева включили в сборную команду округа. В Ленинграде на стрелково-стендовых соревнованиях он недобрал всего лишь одну тарелку до нормы мастера спорта. После этих соревнований Бурденко и предложил
ружье Игнатьеву:
— Раз оно пришлось к твоему плечу — бери и стреляй на доброе здоровье.
И ружье маршала Жукова перешло в третьи руки — к Георгию Леонтьевичу Игнатьеву. На стенде он стрелял из него много раз, но на охоту никогда не брал. Жаль было такую красоту таскать по болотам.
Такому ружью место в музее, что и собирается сделать теперешний его владелец.

Александр ВИКТОРОВ
Рома-ястребок
Роману Алексеевичу Перову сейчас далеко за девяносто. Живет он, как и прежде, в Ленинграде, не сидит дома сложа руки. Часто выступает перед трудящимися, ездит по стране. Не так давно разыскал в Подмосковье дом своего деда В. Г. Перова. В скором времени здесь откроется дом-музей известного русского художника-передвижника.
…1906 год. Выборы депутатов в Государственную думу. Кадеты проводят митинг в Народном доме графини Паниной. Панина пригласила на митинг меньшевиков, эсеров представителей трудовой партии. Собралось много рабочих-железнодорожников. Большевики на митинг пришли без приглашения. Пришел сюда, хотя находился на конспиративном режиме, В. И. Ленин. Он решил здесь выступить.
Владимира Ильича загримировали на даче у Бонч-Бруевича. Но сначала встретились с такой трудностью. После революции 1905 года в парикмахерских и в магазинах было запрещено продавать парики и грим: революция пятого года напугала царское самодержавие. Парик и грим помогла достать мать Романа Перова, актриса Александринского театра. Раздобыли для Ленина и сапоги, и костюм простой, и картуз с блестящим козырьком…
В то время Роман Перов был на связи у В. И. Ленина: выполнял разные поручения, передавал письменные распоряжения через Надежду Константиновну. Владимир Ильич тогда дал ему кличку Рома-ястребок.
До митинга Рома-ястребок со своим отцом перерезали телефонные провода, которые вели к дому графини Паниной. Большевиками были наняты два рысака, стоявшие в переулке, чтобы увезти Владимира Ильича после митинга.
Кончились речи меньшевиков и эсеров. Ленин послал в президиум митинга записку.
— Рабочий Карпов просит слово! — объявили в президиуме.
Графиня хотела было возразить, ибо заподозрила неладное. А рабочие уже кричали настойчиво:
— Дать слово Карпову!
И вот Владимир Ильич вышел на авансцену…
После выступления, как известно, зачитывалось две резолюции. Первая — меньшевистская. Большинством голосов ее отвергли. Приняли резолюцию большевистскую. Зал приветствовал эту резолюцию громом аплодисментов.



Перейти к верхней панели