Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Роль камней сейдов в мифологическом освоении пространства

Сейды представляют собой два типа каменных сложений, это крупные валуны, установленные на несколько небольших камней-опор, и валуны, отмеченные сверху одним или несколькими меньшими камнями. Сложность их исследования часто обусловлена отсутствием письменных источников и археологических находок, которые помогли бы однозначно идентифицировать эти памятники. В настоящее время не решен вопрос датировки сейдов, зарубежные исследователи склонны относить их к Бронзовому веку, примерно середина 2 тыс. до н. э. [1]. Упоминания о камнях сейдах есть в фольклоре всех народов северной Европы. Впервые в шведской археологии Сейды, как жертвенники, упоминаются в работе Гуннара Вестина «История Верхнего Норрланда». Несмотря на то, что тогда никаких находок возле сейдов сделано не было, эти конструкции были отнесены к Бронзовому веку, по-
скольку располагались вблизи могильников этой эпохи. В России датировку сейдов располагают от неолита до начала новой эры. На территории России наиболее изучены комплексы сейдов на горах Воттоваара, Кивакка. Комплексы сейдов Кольского полуострова ввиду удаленности и труднодоступности остаются малоизученными. Обращаясь к теме сейдов, следует заметить, что это принятое в русской литературе название не совсем корректно. У саамов сейдами чаще назывались священные места природного происхождения. Поэтому соотносить с культом каменных сложений упоминания культа сейдов Кольского полуострова у В. Ю. Визе, В. В. Чарнолусского и Н. Н. Харузина будет некорректно.



Перейти к верхней панели