Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Полюса разговаривают

Мы зимовали в 1931/32 году на самой северной научной станции мира — советской полярной станции на острове Гукер, в группе островов — архипелаге,— называемых Землей Франца Иосифа.
Связь с Большой землей (так называется материк у зимовщиков полярных станций) проходила по радио. Каждый зимовщик имел в месяц 60 слов бесплатной передачи; за превышение насчитывала бухгалтерия Арктического института после зимовки. Радист в свою очередь вел кредит контона каждого зимовщика.
Очень приятно было получать известия с Большой земли. Обычно радист приносил радиограммы во время ужина. Все с нетерпением ожидали его появления в кают-компании.
Громкоговоритель связывал нас со всем Союзом. Мы не чувствовали себя отрезанными. Дикторы Ленинградского радиоцентра, Московской станции имени Коминтерна и других городов знакомили нас с последними событиями и достижениями в жизни Советского союза.
Кроме того, Арктический институт устраивал радиопереклички с полярными радиостанциями, в том числе и с нашей. Радиопереклички всегда происходили после 24 часов. У микрофона выступали представители Арктического института, геофизического и гидрографического управления и других научных организаций Ленинграда. Они делились с нами последними новостями науки в Союзе и за границей; давали указания о нашей работе, передавали почту. Говорили также наши семьи и знакомые.
После каждой радиопереклички приходилось много работать нашему радисту, передававшему служебные и частные радиограммы.
Во время зимовки у нас было две радиопереклички— обе во время полярной ночи. Летом наладить радиоперекличку труднее, так как мешают частые электрические разряды.
Говоря о радиосвязи, необходимо вспомнить об этом интересном моменте во время первой зимовки в бухте Тихой (1929/30 год). Это была беседа «двух полюсов».
— Двенадцатого января в одиннадцать часов сорок минут ночи,— рассказывает радист товарищ Кренкель,— закончив служебные передачи на Маточкин Шар, я решил дать радиовызов — сигнал «всем, всем». Четыре минуты я выстукивал в эфир точки и тире.
Выключив мотор для приема, я услышал, что на мой сигнал меня вызывает какая-то станция. Я услышал позывную американского правительства. Я был очень удивлен, так как правительственные станции обычно не отвечают на вызовы слабых станций, к каковым принадлежала и наша.
Неизвестная станция попросила сообщить наши координаты и уведомить, кому она принадлежит. Я передал, что наша станция находится в сердце Арктики, на Земле Франца Иосифа, и принадлежит первому в мире социалистическому государству. В ответ я услышал приветствия. Выяснилось, что я завязал связь с Антарктической экспедицией адмирала Берда, находившейся вблизи барьера Росса, в море Росса в Антарктиде. Географические координаты этой станции — 78° 35’30» южной широты и 163° 35′ западной долготы. Разговаривали между собой два полюса. Южный сообщал:
«Сегодня летний день,— только 2 градуса мороза. Конец лета. Под влиянием солнечных лучей лед тает. Большая облачность мешает подняться самолетам. Суда экспедиции «Сити оф Нью-Йорк», миновав берега Новой Зеландии, приближаются к ледяной кромке, чтобы сменить зимовщиков. Наша экспедиция располагает тремя самолетами и другими машинами, приспособленными для изучения полярных областей. Для получения воды из льда пользуемся мощными эвапораторами. Главная база расположена на ледяном барьере Росса и состоит из 42 человек. Цель — достигнуть южного полюса. Имеем много ездовых собак. Недавно вернулась береговая партия, прошедшая 400 миль по ледяной пустыне. Полгода назад прошла полоса 60-градусных морозов. А как у вас?».
— Станция в бухте Тихой ответила:
«Сейчас непроглядная ночь. За окном завывает пурга, нас всего 7 человек. Все живы и здоровы. Живем дружной семьей. Держим связь с  Советским союзом. Ежедневно посылаем метеорологические сводки в Главную геофизическую обсерваторию. Ленинградская общественность организовала для нас два раза беседу через радиостанцию. Слушаем приветствия родных, близких, детей».
В последнем ответе Антарктическая радиостанция передала зимовщикам приветствия от летчика, который в 1924 году летал над Землей Франца Иосифа, разыскивая Роальда Амундсена, пропавшего без вести.
После этого передача прекратилась. Сила радиостанции Берда — 800 ватт. Сила станции в бухте Тихой — полкиловатта. Расстояние между радиостанциями— более 17 тысяч километров.
Товарищ Кренкель по отдаленности радиосвязи побил мировой рекорд.
После этого товарищ Кренкель многократно пытался связаться с Антарктической станцией, но безрезультатно.

Об этом интересном эпизоде рассказывается в книжке М. Иванчука «14 месяцев на Земле Франца Иосифа», Харьков, Изд. «Украинский рабочий», 1934, ц. 1 р. 70 к.



Перейти к верхней панели