Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В центре этого города можно наслаждаться покоем, слыша лишь живые звуки природы, вдыхая аромат хвойной свежести. Здесь нет фонарей и можно бродить по улочкам в полном одиночестве даже ночью, наслаждаясь красотой звездного неба.  Возможно это? Да, если тот город – Каменный.

SONY DSC

Каменный город, или, как его еще называют в народе, Черепахи (из-за внешнего сходства) или Чертово Городище, по праву является одним из самых популярных природных объектов Пермского края. Экскурсионные группы или самостоятельных путешественников здесь можно встретить в любое время суток и при любой погоде. И это неудивительно – Каменный город уникален, это ландшафтный геоморфологический памятник природы регионального значения Гремячинского района Пермского края площадью около тридцати гектаров. Три года назад он вошёл в состав природного парка «Пермский».

Читать полностью

Рядом с Сердцем Пармы

В 2019 году здесь снимали сцены фильма по роману Алексея Иванова «Сердце Пармы». Также это место можно увидеть в фильме «Последний богатырь. Корень зла» и в сериале «Территория».

городские улочки

Каменный город расположен на вершине хребта Рудянский спой восточного склона Уральских гор и разделен на Большой и Малый города. Сам хребет (Рудянский спой) вытянулся с юга на север на двадцать километров. Споями называли длинные горные хребты, покрытые лесом и без явно выраженных вершин. Первая часть названия дана по речке Рудянке, на которой находили руду. Вершина Каменного Города достигает 526 метров над уровнем моря.

  1. Заброшенный город?

Каменный Город славится причудливыми скалами-останцами, за которые это место получило такое название. Скалы состоят из мелкозернистого кварцевого песчаника. Скальный массив прорезан многочисленными глубокими трещинами (до 8-12 метров) шириной от 0,5 до 8 метров. Трещины развиты как в меридиональном, так и в широтном направлениях, создавая впечатление перпендикулярно пересекающихся улочек и переулков древнего города. Благодаря этому по своим очертаниям скалы и трещины в них очень напоминают дома и улицы старого, заброшенного города.

Осенние виды

Самое старое название этих скал – Чёртово Городище. Так его называли жители близлежащего посёлка Усьва. А жители возникших поблизости в середине XX века шахтёрских, ныне заброшенных, посёлков называли их Черепашками или Черепахой – за сходство одной из скал с этим животным. Современное название «Каменный Город» возникло в среде туристов совсем недавно и стало быстро набирать популярность последние лет двадцать.

  1. Тюлень и Большая Черепаха

Останцы также имеют свои имена, данные за сходство с тем или иным животным, например, Черепаха, Пернатый Страж, Тюлень, Крыса. Улицы, достигающие в длину 80 метров, также имеют названия, например, Проспект самая длинная (80 м) и широкая (от 4 до 8 м) улица Каменного Города. Она приводит на полянку – Площадь.

Большая Черепаха

Главной скалой Каменного Города считается Большая Черепаха. Неспроста по ней называют это место жители близлежащих посёлков. Причудливый скальный останец очень похож на черепаху, которая высунула голову из панциря. При определённом освещении можно различить черты глаз, носа, рта. Это самая красивая скала Каменного Города с самой зрелищной обзорной площадкой наверху, на 360 градусов – уральская тайга и вереницы гор вдали. В короткие летние ночи здесь можно проводить закат и через несколько часов встретить рассвет, не сходя с одного места.

По другую сторону от Площади возвышается ещё одна впечатляющая скала – Пернатый Страж, получившая название за сходство с сидящей птицей. Считается, что эта каменная птица охраняет Город. Лучший вид на скалу открывается от подножия Большой Черепахи. Напротив Пернатого Стража расположена плоская вершина Обзорной Площадки. От Стража она отделена Большой Улицей (Проспектом). С обзорной площадки открывается лучший вид на Большую Черепаху.

  1. Дочь Короля

Подняться на обзорную площадку можно по так называемой Тесной Улочке. Также рядом есть Пологая, Короткая и Высокая Улочки. По этим улочкам-коридорам можно свободно гулять. Местами они пересекаются. Поднявшись на скалы, кое-где можно пройтись и по второму ярусу. Для удобства передвижения на втором ярусе сделаны деревянные мостки. Некоторые щели совсем узкие, например, так называемые Собачьи Пролазы.

Согласно легенде, сложенной, возможно, местными жителями или гидами, привозящими туристов, Каменный Город раньше был настоящим городом, отличавшимся красотой, но дочь короля была слепа и не могла видеть красоту этого города. Колдун предложил королю излечить дочь и после его согласия вылечил принцессу, но превратил все улицы, дома и жителей в камень.

  1. Научное объяснение

В научном же мире считается, что Каменный Город образовался в русле реки, которая протекала в этом месте миллионы лет назад, пробив своим течением подобие улиц и арок, что послужило названием памятника. Большую популярность Городу придает и его расположение. От  автотрассы   нужно пройти пешком всего полтора километра по деревянному настилу. Недалеко от Каменного Города расположены города с достойной инфраструктурой и множество не менее интересных природных объектов. Сюда идут с разными целями, в том числе спортивными – здесь часто можно встретить группы скалолазов, практикующих новые навыки, проводятся соревнования по альпинизму. Поблизости есть удобные поляны для палаточных лагерей.

Зимний пейзаж

Объект доступен в любое время года и в каждое из них прекрасен по-своему. Зимой улочки становятся сказочными, мистическими, камень белеет от инея, деревья покрываются пушистой шапкой снега. В дождливую погоду здесь можно укрыться под навесом камней и пить горячий чай под шум стекающей по скалам воды. Солнечным летним днем перед вами предстанет все буйство красок природы, а город можно обследовать по максимуму сверху донизу. Золотой осенью вид снова меняется, превращая Город в палитру художника.

Вернуться в Содержание номера 

Обложка октябрьского 2021 года журнала “Уральский следопыт”

Окрестности озера Аракуль в Каслинском районе Челябинской области ещё несколько веков назад были известны своей красотой – величественностью гор, загадочными «чашами» и каменными валунами причудливых форм на вершинах Шиханов.

В переводе с тюркского Аракуль – «промежуточное озеро», то есть находящееся ровно посередине между двумя хребтами Тёплых и Вишнёвых гор, представляющих Европу и Азию. АР – земля, РА – солнце, КУЛЬ – озеро. «Там, где Земля встречает Солнце и отражается в озере» – можно истолковать название озера и так. Возможно, здесь могущественный оракул – древний жрец от имени высших сил оглашал прорицания с вершины горы.

Стоянки гамаюнской культуры

Примерно в двух километрах в юго-восточном направлении расположены два озера – Большой и Малый Каган. В переводе с тюркского каган – это высший титул главы государства – Великий Хан (хан ханов).

вид на оз. Аракуль

Самую древнюю из стоянок в районе озера Аракуль археологи относят к гамаюнской культуре, существовавшей примерно в одно время с иткульской или предшествующей ей, и относят к XIII веку до нашей эры. Само озеро тектонического происхождения, расположено на горной возвышенности в нескольких километрах от водораздела на отметке 296 м над уровнем Балтийского моря, береговая линия имеет протяженность около девяти километров. Средняя глубина озера пять метров, местами до двенадцати.

Читать полностью

Каменные чаши

С западной стороны озера возвышаются скалистые горы – Шиханы, что в переводе с тюркского означает открытое место. Шиханами на Урале называют каменистые утесы на вершинах гор. Различают Малый, Средний и Большой Шиханы. Высота Большого Шихана 262 метра над уровнем озера и 563 метров над уровнем моря. На вершинах множество каменных «чаш», как бы выдолбленных в скалах, от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров.

Очаг Святилище чаши

На дне некоторых из них археологами обнаружены большие слои золы, а также был найден кусочек глины, сожженный до керамзита, что указывает на высокие температуры и неоднократность разведения огня.

Сами скалы очень похожи на остатки крепостной стены, сложенной из плотно подогнанных обработанных блоков, очень похожих на детские пазлы. Отдельные фрагменты принимают причудливые формы: то ящерицы, то черепахи, то сокола, то лица старца.

 

Сокол Шихан

Особенности места – перевал, хороший обзор, позволяют предположить, что Шиханы могли быть сторожевыми пунктами, с постоянно действующими наблюдателями, передающие сигналы на большие расстояния.

Золотоносная река

С западной стороны в озеро впадает речка Ольховка, с чистой прозрачной родниковой водой. Воду из речки можно смело пить сырой, зачерпывая ладошками. Вода на вкус сладкая, почти без примеси солей, такая же, как и в озере. Аракульская вода мягкая, сладкая, по составу близка к дождевой (дистиллированной) воде. В восточном направлении из озера вытекает речка Аракулька. По берегам обеих рек в прошлом было намыто изрядное количество золота. Окрестности Аракуля славились этим промыслом, неся людям и счастье, и горе.

Археологические находки

Коренные племена этих мест угры – кочевники, а также рыболовы и охотники – селились по берегам озер. Несколько таких стоянок было обнаружено по берегам озера Аракуль. Две из них археологи отнесли к эпохе неолита около 3 тысяч лет до нашей эры. На стоянках были обнаружены каменные ножи, нуклеусы – каменные пластинки, кремневые наконечники. Еще на трех-четырех стоянках вдоль береговой линии найдены остатки керамики, как неорнаментированные, так и орнаментированные. Орнамент штамповый или шнуровой, довольно разный – это указывает на совмещение культур, то есть в разное время здесь останавливались разные племена. Каждое племя имело свой рисунок, свой орнамент: одни тяготели к лесу, другие к степи. Рисунок являлся оберегом племени, и, как правило, кочевники керамикой не обменивались.

горшок с Шихана 001

Археологической экспедицией 2005 года было найдено 26 керамических круглодонных сосудов с наличием толстого слоя нагара. Я обратила внимание на то, что нагар на сосудах присутствовал как с наружной, так и с внутренней стороны. Этот факт позволяет сделать предположение, что использовались сосуды: горшочки, банки, чаши, видимо, для сакральных действий – возжигания огня, жертвоприношений (на это указывает наличие нагара внутри сосудов). Также были обнаружены медные наконечники для стрел иткульской культуры.

Солнечная символика

В районе всех Шиханов на сегодняшний день найдено девять древних стоянок. По свидетельству руководителя экспедиции 2005 года, сотрудника археологического научного центра России Тидеман Елены Валерьевны, на вершинах гор, в раскопах обнаружены также кусочки керамики, косточки птиц, пепел мелких животных.  В районе Малого Шихана найдены два фрагмента шлифованного каменного диска, изготовленного из гнейса белого цвета с отверстием в центре. Это рукотворное изделие округлой формы диаметром 2,5 см.  На диске солярная – солнечная символика.

Палатка Шихан

Археологи именуют такие каменные или керамические диски пряслицами. И отмечают, что подобные диски с солярной символикой очень характерны для святилищ на вершинах гор. Возможно, этот предмет является атрибутом культа солнцепоклонников.

Древняя живопись

Очень интересен тот факт, что именно в этом месте – высоко в горах, найден шлак, что может быть основанием печи. А вот предметов повседневного быта, жилищ обнаружено не было – лишь остатки небольшой деревянной конструкции, впоследствии сгоревшей. Была ли эта конструкция кумирней или сторожевым пунктом, остаётся загадкой. В четырёх метрах над землёй, на отвесной скале среднего шихана имеются древние рисунки, выполненные светло-красной краской. По оценке археологов, эта писанка относится к эпохе неолита. Писанка представляет собой остатки решетчатого знака размерами 16х35 см.

Ящерица Шихан

Справа от него изображение человечка размером 15х35 см, с поднятыми вверх руками, согнутыми в локтях, и ногами, согнутыми в коленях и сходящимися в ромб. Стоит только догадываться, что зашифровано в этом послании из глубины тысячелетий. Предупреждает ли оно об опасности и несет запрет или наоборот, разрешает и призывает к определённым действиям.

Аракульский менгир

На восточном склоне у подножия Среднего Шихана археологами был обнаружен менгир высотой около одного метра. Менгир всегда являлся маркёром границы миров. Какую именно границу маркирует Аракульский менгир, археологам разгадать не удалось.

менгир печка Шихан

Все эти находки дают возможность предложить, что Аракульские Шиханы являлись в разное время для многочисленных племен местом Святилища, где в «чашах» возжигался Святой Огонь, справляли свои обряды солнце и огнепоклонники. Памятником древних цивилизаций выступают загадочные скалы Аракульских Шиханов. Из века в век, на протяжении тысячелетий, шли посвященные к сакральным «чашам» на вершинах гор.

Сокол Шихан

Эти «чаши» различной глубины и диаметра до сих пор вызывают споры среди очевидцев и ученых. В приватной беседе сотрудника археологического научного центра, геолога В.Ю. Никольского с доктором геолого-минералогических наук Е.А. Белгородским последним было высказано категорическое мнение о том, что блюдцеобразные образования – «чаши» не могут быть естественными. Существуют версии, что каждая чаша имела свое название и свое предназначение. Существует версия, что чаши являлись основанием древних металлургических печей.

Ладонь исполина

В скалах Аракульских Шиханов, как иллюстрации к сказу Бажова «Богатырева рукавица», застыли в причудливых формах природные скульптуры старика и птицы. Есть здесь и башня замка, и ладонь исполина, и сокол с черепахой, и скала курица, и ящеры, и верблюжья голова. Парком природных скульптур и многочисленных жертвенников выступают скалы на вершине горы. В древности, в саамской культуре, такие каменные скульптуры называли сейдами, считалось, что в этих камнях живут духи – лесные, водные или духи предков, которым молились для удачи в делах.

Старик Шихан

Чем выше в горы, тем больше оторванности от мира, от материальных забот. Неслучайно святые старцы уходили для молитв в горы, строили там свои скиты и пустыни. Посвященные люди знали, что горы – это место не столько покорения, а духовного преображения, где сакральные энергии могут трансформироваться и накапливаться.

Жила горного хрусталя

В районе озера Аракуль была найдена жила горного хрусталя. Кристаллы длиной более карандаша, очень правильной шестигранной формы и прозрачные, как вода. В архаичные времена считалось, что такие породы залегают в особых местах и являются священными кристаллами, способными передавать информацию. Аракульские Шиханы ждут своих исследователей, а знание истории этого места поможет с уважением относиться к святыням древности. Озеро Аракуль стало одним из центров туристического паломничества не только для южноуральцев.

Дом отд. Аракуль 1950г.
оз. Аракуль остров Любви.
фонд президентских грантов
при финансовой поддержке

Уникальный природный комплекс стал своеобразной визитной карточкой Южного Урала, формируется туристический кластер вокруг горного озера, богатого рыбой и раками. Но на протяжении последних лет наблюдается катастрофическое снижение уровня воды в озере. Вода отошла от берегов более чем на пятьдесят метров.

Обмеление связано с водозабором для нужд посёлка Вишневогорск. Очень хотелось бы верить, что последствия увеличения интереса к уникальному природному комплексу в статусе памятника природы не нанесут ему непоправимый вред.

Вернуться в Содержание номера


Глобальное потепление называют одной из главных угроз человечеству в ближайшие десятилетия: миллионы людей могут пострадать от наводнений, невыносимой жары и прочих природных катаклизмов, может возникнуть угроза голода. Несмотря на высокую доказательную базу, до сих пор многие люди считают этот феномен выдумкой ученых, а зря.

Знаете ли вы, что растения северных территорий очень чувствительны даже к незначительным изменениям климатических условий? В конце XIII века XIX в) Малый ледниковый период сменил период потепления, называемого средневековым климатическим оптимумом. Древесная растительность в горах Полярного Урала чутко реагировала на эти климатические изменения и граница леса смещалась вниз в Малый ледниковый период, а с конца XIX века в связи с современным потеплением климата начала сдвигаться вверх, в горы. Переходные территории (зоны) между сомкнутым лесом и верхней границей произрастания деревьев ученые называют экотонами. Установить, где находилась граница леса в прошлом, особенно, если речь идет о временных интервалах от полувека до нескольких столетий, очень непростая задача.

2021-10 О глобальном потеплении рассказывает наука

Изменения границы экотонов во времени являются достоверным индикатором реакции древесной растительности на изменения климата. Самый используемый метод их исследования – картографический, когда хранение и передача информации происходит с помощью графического языка, то есть карт. Важнейшим современным инструментом реализации картографического метода являются геоинформационные системы (ГИС). Анализ цифровых изображений с аэро- и космоснимков позволяет разделить зоны по разным признакам: рисунок (текстура), форма, размер, тени, отбрасываемые объектами, имеющими высоту.

Читать полностью

 

2021-10 О глобальном потеплении рассказывает наука

 

Такое исследование лесотундровых и лесных растений на Полярном Урале в районе горного массива Рай-Из провели ученые лесохозяйственного факультета УГЛТУ совместно с учеными Уральского ботанического сада и Уральского федерального университета. Для этого они взяли аэроснимки 19600 и 1962 годов и спутниковый снимок 2015 года. Климат Полярного Урала способствовал сохранению фрагментов стволов и корней деревьев, произраставших на исследуемой территории и погибших в ходе средневекового похолодания.

2021-10 О глобальном потеплении рассказывает наука

Полученные в ходе исследований данные свидетельствуют о том, что с начала шестидесятых годов XX века до 2015 года произошло почт

и двукратное увеличение количества деревьев на исследуемой территории (с 14377 до 28344 штук). Какие выводы сделали ученые? На Полярном Урале идет региональное потепление климата.

Работа ученого – кропотливая и долгая, но если вы готовы посвятить свою жизнь изучению леса, то Межкафедральная лаборатория ГИС-технологий и эколого-аналитического мониторинга лесотехнического университета всегда представит вам такую возможность: лучшие профессора, отличная материальная база, научные связи – все на благо развития науки. Главное, стремиться к высотам!

Вернуться в Содержание номера 


Что объединяет такие, казалось бы не связанные между собой, явления, как рок, ГТО и вспышки на солнце?! Правильно! Эти явления объединяет ежегодный молодежно-туристический региональный фестиваль «Осень Уральского следопыта».

Порадовала погода. 25 сентября, в последний очень теплый и солнечный день, на Плотинке расположилось более 60 этапов географического квеста. 177 команд приняли в нем участие. Помимо традиционных туристических и краеведческих этапов, в этом году был представлен большой блок спортивных, комплекса «Готов к труду и обороне».

Это вызвало у участников огромный интерес, все с удовольствием прыгали, отжимались, подтягивались.

Читать полностью

На фестиваль 2021 года приехало очень много команд из разных городов, населенных пунктов всей Свердловской области. За время пандемии все соскучились по живому общению, интересным мероприятиям, активной жизни. Были команды-дебютанты и команды-старожилы. И те, и другие многое узнали об Урале, его истории и о своих возможностях.

Каждый открыл для себя что-то новое, получив неповторимые эмоции, яркие воспоминания и памятные подарки.

– У нас сегодня в школу все участники квеста пришли в баффах «Уральского следопыта» и не снимали целый день, – рассказывают на следующий день после квеста педагоги школы № 81 города Екатеринбурга.

Мы понимаем, сами бы носили, не снимали, но это все командам! А постоянные участники фестивалей «Уральского следопыта» уже вообще полностью экипировались: в разные годы участникам раздавали шапки осенние, шапки зимние, куртки и много еще чего. Про «полностью экипировались», конечно, шутка. Главное – ребята получили массу ярких эмоций, впечатлений, приобрели новые знания и умения, испытали себя.

Подарков в этот раз было много. Партнеры «Уральского следопыта», торговая марка «Село зеленое», подарили участникам вкусное мороженое, а еще тушенку, компания «Т плюс», «Манарага», исполнительная дирекция Русского географического общества предоставили участникам подарки, сувениры. Наградили более 30 лучших команд.

Студенческие отряды задавали незабываемую, веселую, позитивную атмосферу на площадках фестиваля. Зажигали толпу, устраивали флешмобы, заводили друзей. Ученики одной из школ города Екатеринбурга еще на прошлом фестивале «Уральского следопыта» подружились со студентами СПО «Форсаж» и сейчас школьники и студенты проводят совместные мероприятия, дружат. Когда-то были в ходу такие слова, как «шефство» и «преемственность».

Зажгли не по-детски на главной сцене фестиваля детские рок-группы. Когда на сцену поднимаются дети с гитарами и начинают исполнять давно знакомые песни, у песен как будто появляется новый смысл. Песни Nirvana, Земфиры, группы «Кино» и песни собственного сочинения громко звучали на всю Плотинку, заставляя танцевать и подпевать всех, кто оказался в «зоне действия» детского рока.

Завершили фестиваль студенческие отряды исполнением песен, глобальным танцевальным флешмобом.

Вернуться в Содержание номера 


Эльбрус. Скалы Пастухова. Здесь мы познакомились с человеком, «перевернувшим» наше восхождение и отношение к нему.

Утро, вернее ночь

4.00 …время выхода на акклиматизационное восхождение, а народ еще копается в снаряге.

4.40 …вышли, а мог бы спать полчаса лишних.

5.30 «Приют 11», 4000 метров, хорошо идем!

7.00 …скоро скалы Пастухова, 4600 м.

7.20 скалы Пастухова, впереди и выше какие-то неадекваты тащат ребенка в рыжей пуховке в гору, он то встает, то падает на снег. Он им по пояс. Двое взрослых сопровождают сзади. Ребенок падает и поднимается, мне тяжело идти, а как ребенку?!

7.35 …не, это не ребенок. А КТО???

7.40 Он ползет. В гору. На руках!!! В каждой по ледорубу.

 

В марте мы с друзьями приняли решение сходить на Эльбрус. Всем за 40 лет, в прошлом занятия беговыми лыжами, спортивным туризмом, альпинизмом, в общем «сборная солянка. План акклиматизации в горах был рассчитан на неделю занятий и трекингом в одном из альплагерей Приэльбрусья и далее, по классической схеме.

Контрольная точка скалы Пастухова 4600-4700 н.у.м., которые названы в честь альпиниста, топографа, геодезиста, гляциолога, биолога и этнографа Андрея Васильевича Пастухова. Он составил карты Кавказа и одним из первых поднялся на Эльбрус. Обычно здесь заканчиваются акклиматизационные выходы коммерческих групп, место знаковое для любого альпиниста, поднимавшегося или знакомившегося с Эльбрусом. Последняя возможность поставить палатку перед вершиной. Зона ледников и «вечных снегов». Именно здесь мы увидели и познакомились с человеком, «перевернувшим» наше восхождение и отношение к нему. Он полз на руках к вершине. В каждой руке по ледорубу, оранжевая пуховка, балаклава, темные альпинистские очки и улыбка. Ног нет. Совсем.

Из короткого общения:

– Привет! А вы откуда так поднимаетесь?

Рустам:

– Мы вышли от «Приюта 11», пошли на штурм, у нас три дня. У нас две ночевки на седловине, хотим на обе вершины зайти.

Читать полностью

– А вы из какого города?

– Из Уфы. Это у нас тренировочное восхождение, 1 сентября мы улетаем в Катманду, Непал, восхождение на восьмитысячник.

– Обалдеть! Нам бы тут подняться. А вы с группой поддержки?

– Да, они сейчас ставят палатку на скалах Пастухова, у нас чисто спортивное восхождение.

– А у вас какой-то клуб или кто вы?

– Я – Рустам Набиев! Наверное, слышали про обрушение казармы омских десантников? Я один из выживших десантников.

– Это ты?

– Да, это я.

 

Обрушение казармы в Омске произошло 12 июля 2015 года и повлекло смерть 24 солдат срочной службы. Это крупнейшая катастрофа подобного рода в российской армии за последние годы. Уфимец Рустам Набиев 7 часов провел под завалами. Выжил, но пережил две клинические смерти и ампутацию обеих нижних конечностей, провел неделю в искусственной коме. Рустам после случившегося живет полной жизнью, воспитывает двух дочек, завоевывает первые места в турнирах по следж-хоккею и планирует участвовать в Паралимпиаде-2022.

 

Из короткого общения:

– А вы откуда? Какие планы? Лишь бы погода была, на седловине после завтра встретимся, мы тут ночуем, пойдем обратно поболтаем, я уже был на Эльбрусе… – Рустам охотно общается. Резанула его веселая фраза «зато ноги не мерзнут!». И планы на покорение Эльбруса как подготовка к восхождению в Гималаях. Адекватный, общительный и радостный парень!

Когда возвращались обратно, с высоты 5000 м, Рустам уже отдыхал у себя в палатке и поболтать с ним не удалось. Вечером гуглили интернет и удивлялись:

– Он женат, у него двое детей!

– Он хоккеист!

– Он действительно уже был на Эльбрусе!

– У него Инста!

– Он симпатичный))

«Косая полка» 5100-5300. День восхождения, погоды нет, дует очень сильный ветер, снег, прорвались через снег и ветер на седловину Эльбруса. 5400 н.у.м. Поняли, что идти дальше небезопасно и бесполезно. Решение повернуть обратно, не достигнув вершины горы, дается не просто. Много времени, денег и желаний ушло на подготовку. Много амбиций и упорства тянет вперед. «Ты же знаешь, я шел сюда за горой» – знаю. Но принимаю решение, и мы возвращаемся, к семьям, детям и желанию обязательно вернуться и взойти.

фонд президентских грантов
при финансовой поддержке

Была четкая уверенность, что сегодня на вершину никто не взойдет. Кроме отчаянных «профи» и очень жадных гидов. Все, кто нам встречался, разворачивались и шли обратно. В конце спуска с «Косой полки» 5100 н.у.м. встретили необычную процессию: впереди шел альпинист с длинной веревкой, уходившей назад, вниз по склону, а там – Рустам! Он подтягивался на руках и упорно шел вперед. Именно шел. Иначе это движение назвать не поворачивается язык. Еще один альпинист страхует его снизу. Позднее мы узнали, что Рустам с товарищами зашли на вершину Эльбруса и благополучно спустились вниз.

 

Вернуться в Содержание номера 


Потеря ощущения в пространстве. Наиболее правильно: потеря пространственной ориентировки или потеря пространственного положения.

О чем молчат пилоты

Как это «выглядит»: при полёте в облаках без видимости земли и естественного горизонта появляются внутренние ощущения полёта с креном. Бывает, добавляется ощущение, что самолёт идёт в наборе высоты или перешёл на снижение. При сверке с пилотажными приборами начинается борьба ощущений с показаниями приборов. Если побеждают ощущения над показаниями приборов, пилот вводит летательный аппарат в отсчитываемые секунды до авиационного происшествия.

Чтобы «поймать» иллюзию, необходимо допустить ряд непростительных ошибок в пилотировании. А именно: резко пилотировать в облачности, допускать скольжение, не контролировать маленький прибор, показывающий скольжение, так называемый «шарик».

О чем молчат пилоты

Писатель Антуан Экзюпери говорил: «Пилот – это человек, который ощущает себя в пространстве. Это основное качество пилота». И это действительно так. Тогда почему происходит потеря пространственной ориентировки? Почему пилот или лётчик не может понять положение своего летательного аппарата в воздухе?

Читать полностью

Эта тема достойна научных исследований. Такие исследования проводились. Опубликованы книги и научные работы. Откровенно с авиационными врачами я не делился этими ощущениями. Так как они могут являться подозрительными для врачей, принимающих решение, летать тебе или ходить по земле.

Иллюзии возникают в условиях отсутствия видимости поверхности земли – в облачности, пылевых и снежных завихрениях. И, конечно, даже при незначительных ошибках в пилотировании стоит допустить скольжение на крыло и иллюзия тут как тут.

О чем молчат пилоты

Нужно «шарик» держать по центру. Или входишь в облака с креном, и ты опять можешь быть подвержен иллюзиям. Грубое резкое пилотирование в облаках с большими кренами и тангажами также является условиями появления иллюзий. А если лётчик не будет доверять приборам, т. е. пилотировать самолёт по своим ошибочным ощущениям, неминуема беда.

О чем молчат пилоты

С иллюзиями я сталкивался в Заполярье, ночью, при полярном сиянии. При этом облачности не было. Морские лётчики рассказывают, что такие ощущения могут возникнуть при полёте ночью вне облаков над морем. Когда под тобой отражение звёздного неба. С иллюзиями, т. е. несоответствием положения самолёта в пространстве по показаниям приборов и внутренними ощущениями, встречались все военные лётчики в своей деятельности. Эти ощущения возникают только при плохой, точнее мерзкой, погоде. Вы не видите землю и не в состоянии вести самолёт визуально, т. е. не используете естественный горизонт, а пилотируете по прибору. Здесь остаётся только одно: «ДОВЕРЯТЬ ПРИБОРАМ!». Сила воли и стрелки приборов в одно целое – в кулаке держать стрелки. И пусть спина становится мокрой. Если пилотировать по ощущениям – однозначно катастрофа.

Как это проявляется? Вы – в облаках. По прибору идёте в горизонте (без снижения или набора) и без крена. Возникают внутренние ощущения, что вы идёте в наборе высоты (на снижении) и с креном в правую или левую сторону. Теперь вы начинаете бороться с самим собой и задаёте вопрос: «Кто прав? Я или приборы?» Если вы ответите: «Правы мои ощущения!» – неминуемая смерть в ближайшие минуту-две.

Ниже я расскажу о некоторых авиационных происшествиях на Урале, при расследовании которых комиссия пришла к выводам о потере пилотом пространственного положения.

Челябинская область. День 31 января 1970 года. Катастрофа самолёта Ан-2 близ посёлка Токмасс.

О чем молчат пилоты

Рейс № 710 Челябинск – Магнитогорск. На связь с Магнитогорском экипаж не вышел. На запросы других экипажей, находящихся в воздухе, не отвечал. Самолёт найден в заснеженном поле вне трассы. О падении сообщили очевидцы. Падение произошло с углом 70 градусов в направлении, обратном маршруту (моё мнение – самолёт был введён в штопор).

О чем молчат пилоты

Заключение комиссии и ГосНИИ ГА: «Перед ударом о землю двигатель и все системы управления самолетом были в рабочем исправном состоянии. В условиях сильного снегопада и плохой видимости самолет был выведен на срывной режим из-за потери экипажем пространственного положения ввиду несвоевременного перехода к пилотированию самолета по приборам».

О чем молчат пилоты

Север. Аэропорт Ныда. 3 мая 1970 года. Вертолёт Ми-4. Экипаж нарушал предполётный отдых. При выполнении полёта по маршруту на малой высоте в 10 км от Яр-Сале экипаж начал разворот вправо в условиях снегопада и нулевой видимости. Под вертолётом безориентирная белая снежная пустыня. Всё это исключало возможность пилотирования визуально и по истинному горизонту. Контроль за приборами был утерян. Пространственное положение вертолёта экипаж оценить и понять не смог. В процессе разворота вертолет столкнулся с землей с большой скоростью. Разрушился и сгорел. Пассажиры и экипаж погибли на месте.

Северный Урал. Посёлок Инта. Утро 9 января 1973 года. Вертолёт Ми-8. Перед взлётом на рулении командир видит характерную особенность – возникновение сильного снежного вихря от струи несущего винта вертолёта. Не придаёт этому значения и внимания. Экипаж выполняет взлёт. Контрольное висение, оно обязательно. Высота 3 метра. Далее выход на маршрут.

Но… Вертолёт попадает в сильный снежный вихрь. Командир теряет визуальный контакт с землёй и начинает искать хоть какие-то наземные ориентиры («Кто ищет землю, тот её рано или поздно находит». – Вставка автора.). Экипаж Ми-8 видит ель. Решает зависнуть рядом с ней, чтобы восстановить ориентировку в пространстве и установить визуальный контакт с землёй. Пытается «тормозить», но по инерции вертолёт двигается вперёд. Вихри усиливаются. Командир теряет ориентир и поверхность земли, ёлка оказывается сзади вертолёта. За приборами не следит. В итоге вертолёт пошёл назад со снижением. Ударился хвостовым винтом, начал разрушаться и вращаться на месте. Командира выбросило из сиденья, бортмеханика и второго пилота прижало к правому борту. Неуправляемый вертолет продолжал вращение, ударяясь лопастями несущего винта о землю. При вращении разрушился топливный бак. Вертолёт вспыхнул. Взорвался дополнительный топливный бак. Моё мнение: если бы командир спокойно по приборам начал набор высоты и полёт по установленному маршруту, трагедии бы не произошло.

О чем молчат пилоты

И в наши дни пилоты теряют пространственную ориентировку. Наиболее памятная катастрофа в Перми. Там накопленная усталость командира самолёта, и не только это, сделали своё «подлое» дело.

Вспоминаю… 1970-е. Су-15 УМ («спарка» истребителя). Проверка командиром моей техники пилотирования ночью в сложных погодных условиях (НСМУ). Вообще, была мерзкая погода. В зоне выполняю первую фигуру: вираж (разворот на 360) с креном 45 градусов. По ощущениям меня положило на спину с углом набора 70 градусов и ввело в крен 70 градусов. Это по ощущениям. Фактически самолёт устойчиво выполняет заданный мной вираж и идёт с креном 45 градусов без какого-либо снижения или набора высоты. А ощущение: описываю носом самолёта какой-то вертикальный конус. Пикирования и горки – вообще не буду описывать ощущения. После заруливания вижу, как «старики», вылезающие из кабин других самолётов, подсмеиваются друг над другом: «Ну как погодка?», «Как ощущения?». На вопрос я отвечаю, что всё нормально. «Ну-ну…» – смеются лётчики-истребители над моим ответом. Иду в комнату высотного снаряжения менять мокрое бельё. Весы рядом, показывают – потерял три килограмма. Сорок минут полёта. Однако.

Проходят годы…

МиГ-31. День. Полёт строем в составе группы из четырёх самолётов. Полк по тревоге «гнал» МиГи на стрельбы, на полигон Балхаша. У всех полная подвеска боевых ракет. Я второй (ведомый первой пары у командира полка). Задаю угол пеленга, интервал и дистанцию всей группе. Группа входит в облака. Я прижимаюсь к ведущему, чтобы не потерять его. Остальные повторяют то же самое. Но реально у меня получается следующее: жму педаль в сторону ведущего, а «рефлекс столкновения» давит ручку управления от него. В итоге скольжение. (Вот она, причина всех без исключения иллюзий). Идём в плотном строю, но друг друга почти не видим, изредка силуэт. Облака после Тюмени тёмные и непрозрачные. Рядом трасса пассажирских самолётов. У меня в голове ощущение большого крена. По приборам всё нормально – я в горизонте. А по ощущениям… совсем другое. Спина быстро покрывается потом. Если пилотировать по ощущениям – будет столкновение. Только доверять приборам! Иллюзии возникали и на тяжёлом дальнем перехватчике Ту-128 во время возникновения полярных сияний. Я описывал эти ощущения в одном из номеров нашего журнала. Полярные сияния красивы только тогда, когда любуешься ими с земли. А в воздухе были случаи, что сияние «переворачивало» лётчиков вниз головой и самолёт казался летящим «животом» вверх. Иллюзии могли возникать при полётах ночью над бескрайним морем, когда звёзды вверху и… внизу.

Вестибулярный аппарат на земле не оставишь. «Бороться» с иллюзиями помогают сила воли, опыт и доверие к пилотажным приборам.

Но на один вопрос я не могу ответить и меня терзает любопытство. Случались ли иллюзии одновременно у лётчиков, сидящих в одной кабине? И если случались, то какие они? Одинаковые по крену и тангажу?

P.S. Любопытно, но иллюзии могут возникнуть и на современных авиационных тренажёрах. Причину возникновения таких ощущений объясняют авиационные врачи. Но это совсем другая история. Но когда управляющий летательным аппаратом часто жалуется на возникновение таких ощущений, то ему, вероятно, врачи поменяют работу.

 

Вернуться в Содержание номера 


Марийцы (самоназвание – мари) – потомки древнего населения Среднего Поволжья. Марийцы делятся на три группы: горных, луговых и восточных мари. Горные марийцы расселены на правом берегу Волги среди лиственных лесов и дубрав. Луговые марийцы живут по левому берегу Волги, между реками Ветлугой и Вяткой. Восточные марийцы отделились в XVI веке от луговых и ушли на восток за Каму.

Виды марийского костюма, Артинский район. Фото Николая Боченина

В России насчитывается более 604 тысяч марийцев. Миграция их на северо-восток началась в конце XVI века в связи с  христианизацией населения на землях захваченного Казанского ханства и введением общероссийской системы налогообложения и продолжалось в XVII-XVIII веках. Сейчас восточные марийцы компактно проживают в Башкирии, на юго-западе Свердловской и юго-востоке Пермской областей.

Восточные марийцы

В свою очередь восточные марийцы подразделяются на несколько территориальных групп. Выделяют четыре главные группы: прикамские, прибельские, икско-сюньские и уральские марийцы. В Свердловской области марийцы компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах и Екатеринбурге и насчитывают, согласно переписи 2010 года, около 24 тысяч человек.

Марийцы Пермской губернии. Архив Пермского краеведческого музея
Читать полностью

Свердловские марийцы определяют себя как «йепоныш» – уфимские марийцы, проживавшие ранее в Бирском уезде Уфимской губернии, и «кенгыр» – кунгурские марийцы, в прошлом жители Кунгурского уезда Пермской губернии. Этнографическая группа уральских марийцев сформировалась за пределами своей исконной этнической территории в окружении новой природно-климатической и этнокультурной среды.

Марийцы Пермской губернии. Архив Пермского краеведческого музея

Уральская группа марийцев взаимодействовала преимущественно с татарским, башкирским, удмуртским и русским населением, что не могло не повлиять на традиции, обычаи, язык, хозяйственные занятия, жилища и одежду. С другой стороны, иноэтничное окружение способствовало сохранению архаичных явлений в культуре уральских марийцев.

Народная одежда мари

Народная одежда марийцев – это, во-первых, крестьянская одежда и, во-вторых, в общем единый для всех групп марийцев костюмный комплекс. Художественное разнообразие марийской одежды, текстиля и вышивки не обусловлено внешними причинами: появлением заморских тканей, использованием дорогих ювелирных изделий, приспособлением к непривычным климатическим условиям и видам хозяйствования. Это разнообразие является следствием развития самобытной культуры, богатой фантазии мастериц, поиска уникального воплощения общенационального эстетического идеала.

Для изготовления одежды использовали домотканину из конопли, льна, шерсти. Зажиточные марийцы шили одежду преимущественно из покупной фабричной ткани: шелка, бархата, сукна, меха. На Урале марийцы для изготовления полотна выращивали лен – йытын, для грубых и технических тканей использовали стебли конопли – кине.

Подол пестрядинной рубахи, Артинский район. Собрание автора.

Создание одежды

Процессы выделки волокна, получение кудели для прядения нитей – кунчыла и тканье у марийцев сходны с последовательностью операций по изготовлению полотна у других народов Восточной Европы. Окрашивание нитей и тканей производится растительными красителями – лесными и полевыми травами. Для окрашивания ткани в желтый цвет используется настой дерябы (Lycopodium complanatum), вскипяченный с настоем ржаного кваса. Серпуха обыкновенная (Serratula coronata) окрашивает ткань в зеленый цвет, подмаренник (Galium boreale) – в красный, кора крушины (Rhamus frangula) – в темно-коричневый. Ольховая кора используется для окрашивания нитей в желтый, красный и черный цвета. В первом случае нить шурто опускается в свежий отвар из коры, для получения красного цвета отвар неделю проквашивается, черный образуется добавлением железа в отвар ольховой коры.

Тканье пестряди. Артинский район. Фото Николая Боченина.

Со второй половины XIX века среди уральских марийцев получило широкое распространение тканье пестряди. Для изготовления мужских и женских рубах ткали кез вынер – ткань в мелкую клетку, образующуюся сочетанием красных и черных нитей в основе и утке. Рубаху из такой ткани называли кезе тувыр. Другая разновидность клетчатой пестряди – олача вынер – образуется сочетанием белых и черных нитей. Олача – слово, заимствованное из тюркских языков, где алача – шелковая или полушелковая ткань для изготовления халатов.  После стирки олача вынер приобретает серо-голубой оттенок, поэтому в некоторых селениях такое полотно называют канде олача (канде – синий). Марийские мастерицы владели также мастерством изготовления полосатой пестряди.

Пестрядинная рубаха, кезе тувыр, Артинский район. Собрание автора.

Для украшения фартука ончыла сакыме наряду с вышивкой использовали разноцветное ткачество чоп (чеп). Выборный тканый узор, состоящий из расположенных вдоль утка ромбовидных элементов пяти-семи цветов выполнялся при тканье клетчатой пестряди, за­тем пришивался к подолу передника ончыла сакыме кут. Таким же образом изготавливали вставки в пестрядинные рубахи из полос, украшенных браным узором.

Тканый пояс «одола ушто». Ачитский район

Обрядовые полотенца, использовавшиеся в одежде религиозных и семейных обрядов, марийцы изготавливали, пришивая полосы узорной ткани, выполненной в технике браного ткачества, цветные ленты и кружева к белому полотну. Браный орнамент таких полотенец сходен с северорусским и коми-пермяцким узорным ткачеством, в орнаменте которого использованы древние геометрические мотивы.

Мужской костюм

В старину марийские мужчины носили длинную холщовую рубаху ош тувыр и холщовые же штаны из некрашеного полотна йолаш. Рубаху подпоясывали тонким тканым поясом ушто, поверх рубахи надевали легкий распашной кафтан шовыр. Для шитья летних кафтанов использовали белый домотканый холст, а также употребляли само­дельное или покупное сукно. Обычная обувь марийца – лапти йондал, которые носили с онучами ыштыр в любое время года и изготавливали почти в каждой семье. С начала ХХ века все больше простых, а не только зажиточных марийских крестьян, могли позволить себе покупку сапог и валенок. На голове мужчины носили валяную шляпу теркупш из овечьей шерсти, чаще всего белую. Так выглядел старинный костюм марийских мужчин ещё в начале ХХ века.

Марийский костюм с поясом, середина ХХ века, Артинский район. Архив автора.

Мужскую рубаху шили из девяти деталей. Из одной точи холста шириной 40-50 см, перегнутой пополам, изготавливали перед рубахи ончыл тувыр кут и спину шенгел тувыр кут. На месте сгиба делали шейный и грудной вырезы. В мужских рубахах уральских марийцев грудной вырез располагали посередине холста, а вышивка на груди рубахи мел тÿр выполнялась на заготовке после раскроя ткани, перед шитьем. К середине холста с обеих сторон пришивали два рукава – шокш, затем пришивали боковые вставки конгыла кут. Боковые части и рукава рубахи иногда выкраивают с незначительным сужением: боковины – к подмышкам, рукава – к манжетам. На стыке рукавов и боковин пришивали квадратные ластовицы лаштевеч из кумача, к шейному вырезу – орнаментированный воротник-стойку шуша. С изнаночной стороны к основной точе холста пришивают подоплеку туп шестиугольный кусок ткани, покрывающий плечи. Снаружи шов, которым пришита подоплека, туп йыр, оформляется яркой лентой и вышивкой. Поскольку подоплека пришивалась изнутри со смещением на 450 относительно полотна рубахи, ее край образовывал угол посередине груди и спины, который оформлялся аппликацией из красной ленты, выложенной в симметричную фигуру из крестообразных, меандровых мотивов, а также орнаментального мотива «рожки». Такое декоративное решение оформления швов на спине называлось туп кадыр.

Марийский костюм с жилетом и картузом, середина ХХ века, Артинский район. Архив автора.

Мужская рубаха ош тувыр декорировалась вышивкой на груди мел тÿр, воротнике логар тур, манжетах шокшмучаж и по нижней кромке рубахи – урвалде. В декоративном оформлении старинных рубах чаще всего используется прием вышивки «косая стежка», которой выполняются геометрические узоры. Применяется также вышивка приемами крест, набор, роспись, а также аппликация позументом. Наряду с геометрическим орнаментом строгой красно-черной гаммы на белом фоне в вышивке рубах встречается использование других цветов – желтого, синего, зеленого, стилизованных растительных мотивов.

Мальчик с семьей в марийской национальной одежде. Архив автора.

В настоящее время белый кафтан шовыр мужчины надевают для участия в религиозных праздниках, семейных и общинных молениях. Названия шабур, шобур, шовыр – тюркского происхождения, первоначально так называли суконный распашной кафтан у тюркских народов. Впоследствии эта одежда получила распространение у большинства народов России, и теперь так называется верхняя мужская и женская одежда с длинными рукавами из толстой домотканой материи, из овечьей шерсти или сукна. Шовыр чаще всего имеет прямой силуэт, кроится он аналогично рубахе, только передняя точа холста разрезается от шейного выреза до подола. Марийцы также кроили и шили шовыр расширяющимся книзу и широким запахом полы, для чего передняя планка или боковины кроились трапециевидной формы. Мужской шовыр орнаментировался более сдержанно, чем рубаха, декоративно оформлялся край холста, стыки полотен и небольшие шлицы по бокам у подола.

Молла (священник) Борис Алексеевич Александров в кафтане «шовыр». Красноуфимский район.

В регионах, где марийцы соседствовали и имели достаточно интенсивные хозяйственные связи с русским, удмуртским или татарским населением, для изготовления одежды использовалась пестрядь из крашеных или покупных цветных нитей. Со временем, примерно к середине ХХ века, пестрядь стала основным материалом для изготовления мужских и женских повседневных рубах. Однако прежде чем пестрядь вытеснила из производства одежды домотканый холст, некоторое время бытовал переходный вид одежды – холщовая рубаха с рукавами из «синей» пестряди. Очевидно, что рукава рубахи заменялись на новые, поскольку они изнашиваются скорее, чем другие детали – нарядно вышитые грудь и спинка рубахи.

Поздний вариант

Основу позднего варианта мужского костюмного комплекса составляет красная, реже – «синяя», пестрядинная рубаха, которая украшается еще более нарядно, чем холщовая. Рубаха подпоясывается нешироким тканым поясом с кистями – одола ÿштö. Пояса этого типа ткутся на дощечках – уша. Такие пояса ткались не только марийцами, но и коми-пермяками, русскими, удмуртами и другими, однако примечательно, что название одола ÿштö переводится с марийского как «удмуртский пояс».

Старинная мужская одежда, Артинский район.. Вид спереди. Фото Николая Боченина

Кроме традиционной вышитой рубахи, в мужском костюме с начала ХХ века присутствуют кафтан из покупной ткани, брюки, жилет, картуз, валенки, сапоги и прочие предметы одежды фабричного и кустарного производства. Изменяется пояс, основным украшением которого становятся концы, декорированные вышивкой, аппликацией и воланами.

Мужские рубахи и шляпы

Свадебный костюм марийца – нарядная рубаха кез тувыр, ярко и причудливо украшенная вышивкой, монетами, блестками, кружевами. На пояс жениху повязывали два тканых рушника.

Свадебный костюм с рушниками, Артинский район

Обычная зимняя одежда мужчин в описываемый период – фуфайка, овчинный тулуп, самодельные шапки из овчины, вязаные варежки, покрытые домотканым холстом. В весеннюю и осеннюю распутицу к лыковым лаптям привязывали деревянные каблуки – кöтырма.

Валенки «казанки», Красноуфимский район.

Большой редкостью в семье были валенки портышкем, которые приобретали у отхожих артельщиков. Приезжие пимокаты снимали в деревне избу с баней и делали валенки для жителей на заказ. Так изготавливали и нарядные «казанки» – валенки из белой поярковой шерсти, украшенные по бокам строчевой вышивкой красными и черными нитями. Одежда марийских мальчиков не отличается от мужской, повторяя ее как в общих чертах, так и в деталях.

фонд президентских грантов
при финансовой поддержке

Вернуться в Содержание номера 


Для многих окрестности Сысерти  ассоциируются с П.П. Бажовым не случайно. Детство Бажова прошло в Сысерти, здесь он прожил до десятилетнего возраста, пока не пришла пора уехать в Екатеринбург, чтобы получить образование. Сюда он возвращался во время стачек в 1905 году, исследовал жизнь сысертских заводов в 1925 – 1935 годах, здесь он побывал и незадолго до своей смерти в 1948 году. По воспоминаниям дочери Ариадны, Павел Петрович с лёгкостью, по одному ему известным приметам находил ягодные или грибные места или показывал интересные места .На вопрос дочери , как он это всё знает и помнит, Павел Петрович отвечал: «Это не забывается. Весь этот лес обеган мной в детстве. Многое изменилось, но кое-что осталось. Может быть и твои дети увидят эту красоту.»

 Всю эту красоту увидеть можно на осенней прогулке «Бажовская верста», которая проводится на территории окрестностей Сысерти и природного парка «Бажовские места» в этом году уже в восьмой год подряд. Прототипом  данного мероприятия стала известная далеко за пределами Свердловской области «Майская прогулка»,  проводимая уже более 30 лет. Прогулка осенью была выбрана не случайно, именно это время чаще всего не занято спортивными мероприятиями, а вырваться на природу перед холодами и застать последние теплые дни хочется многим. В прогулке могут принять участие все желающие независимо от возраста. На старт можно выходить семьями, коллективами и в одиночку. Участникам выдают карты с описанием маршрута, после чего они могут идти по заранее подготовленным маршрутам. Организаторы предлагают  сразу несколько маршрутов на выбор, исходя из интересов и физической подготовки самого участника.   Отличительной чертой от «Майской прогулки» является то, что все участники смогут узнать много нового о тех местах, где они совершают свои путешествие. На каждом контрольном пункте, где они отмечаются, их ждет небольшая интерактивная программа. Осенняя прогулка уже стала, любима сторонниками активного отдыха и краеведения, а участниками Версты  становятся  жители не только Свердловской области, но и других регионов России. После прохождения маршрута всех участников ждут значки (логотип каждый год новый). Кроме этого все  прошедшие свой маршрут могут получить дополнительные призы. Организаторы стараются, чтобы для участников этот день стал настоящим праздником.

Слово «прогулка» в названии мероприятия не должно вводить вас в заблуждение: на самом деле Вам предстоит настоящий однодневный поход с прохождением контрольных пунктов и выполнением интерактивных заданий на них. Мини-поход, испытание своей воли, традиционное мероприятие нашего города. Можно назвать как угодно, но смысл «Прогулки» один: помочь вам сделать решительный шаг и оторваться от дивана, пульта, от клавиатуры, рутины. Оторваться и отправиться в путь.

В этом году  организаторы предлагают  4 варианта маршрутов, каждый из которых имеет свое название и  цветовую маркировку. Три самых больших маршрут берут свое начало в поселке Верхняя Сысерть, а четвертый, для школьников, начинается в г. Сысерть.

Настоящей жемчужиной, без сомнения, станет самый большой маршрут «Новые горизонты», протяжённостью 32 км(красный). Маршрут непростой, но он прекрасен. Здесь будет все: сосновые леса, березовые рощи, осинники, горы, реки и  даже болота.

Здесь скучно точно, не будет, окружающий пейзаж постоянно меняется . А ещё  тут вас ожидает одно  из самых живописных мест в Сысертском районе. На горе Гладкая, открывается удивительно  вид, который не оставляет равнодушным ни одного человека, который побывал в этом месте. Маршрут рекомендуется для творческих людей и настоящих романтиков – здесь вы точно найдете свое вдохновение.

“Тайны горного дела” – 19 км (синий). Рудники, шурфы и закапушки. Именно так бы выглядела самая короткая характеристика данного маршрута. Данный маршрут подойдет для любителей геологии и краеведов. Железный рудник, где до сих пор лежит железная руда, Глубочинское (Сысертское) месторождение гранатов альмандинов, где вы сможете попытать счастья и унести с собой кристалл,  и  места, где проводилась золотодобыча. И конечно огромное количество закопушек, где рудознатцы и хитники пытались найти свое «счастье».

«Путь позитрона» – 12 км (желтый). Мал, да удал. Несмотря на маленький километраж, по сравнению с другими маршрутами, маршрут не из легких. Здесь, зарядившись хорошим настроением, вы почувствуете всю атмосферу южной тайги, при небольшой удаленности от цивилизации. И, конечно, сможете понять, почему местные жители так любят и ценят свою малую Родину.

Юные исследователи – 6 км(зеленый).Маршрут для школьников Сысертского городского округа и семей с детьми. Идем по знакомым местам, узнаем новое. На всех КП вас ждет, что-то интересное, познавательное и увлекательное. Вы можете просто отметиться на КП и двигаться дальше, а можете поучаствовать и получить новые знания.

Читатели, скорей всего, обратили названия на необычные названия маршрутов. 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий, поэтому и Бажовская верста пройдет под этим девизом, а точнее, как мудрая природа помогла развитию науки и новых технологий. Все контрольные пункты, так или иначе, будут посвящены этой теме, поэтому уйти с прогулки без новых знаний у вас точно не получится.

Постоянные участники знают, что каждый год на значках «Бажовской версты» появляется новый герой произведений П.П. Бажова. А в этом году девица, а кто она такая, расскажет сам Павел Петрович: «Эта девица — Полозова дочь, прозывается Золотой Волос. Волосы у нее из чистого золота. Ими она к месту и прикована. Сидит да косу полощет, а весу не убывает». Где именно, та девица косу полоскала, точно не известно, да только в речке, что Глубокой зовется, люди издавна золото находили. Кроме этого, часть больших по протяжённости маршрутов пойдут по старой дороге, которая выходит к озеру Иткуль, месту где, согласно сказу, Айлып  и Золотой волос нашли укрытие от Великого полоза.

 В рамках «Бажовской версты» проводится акция «Чистый лес», где участники собранный по пути мусор могут обменять на призы, а лес сделать немного  чище и прекрасней. 

И все же, что такое «Бажовская верста» – каждый участник, ответит на это по- своему. А как на это ответите вы? Для этого вам надо погулять по тем местам, где гулял сказитель земли уральской Павел Петрович Бажов и конечно же не забудьте перед этим перечитать его замечательные произведения – ваша прогулка получится намного интересней, а впечатления ярче.

 

Вернуться в Содержание номера 


Загрузка...
Перейти к верхней панели