Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

150 лет назад была построена железная дорога, на которой локомотив «Ракета» открыл эру паровозов.
А еще за полтора века до появления первых паровозов, то есть почти 300 лот назад, в Англии стали курсировать общественные дилижансы. Каким образом к сему транспортному новшеству отнеслись английские обыватели? Быструю езду на дилижансах самые трезво-мыслящие англичане объявили несчастьем и для самих пассажиров и для национальной торговли. Дескать, путешественники теперь не станут покупать ни шпаги, ни пистолеты, ведь езда в дилижансах безопасна. Мол, одежда будет теперь меньше изнашиваться, во всяком случае, не так, как при верховой езде. Якобы и вина-то, и пива пассажиры дилижансов будут употреблять на постоялых дворах меньше. И что вообще человечество, разъезжая в этих быстрых и удобных дилижансах, изнежится,— предостерегали обыватели,— и люди отвыкнут переносить мороз, жар, снег или дождь.
Разумеется, все-таки консерваторам не удалось «остановить» дилижанс, и он прошел свою дистанцию в истории транспорта. Разумеется также и то, что скептицизм англичан не исчез вместе с дилижансами, вытесненными с главной магистрали технического прогресса. Паровозам от консерваторов тоже досталось…
Первая железная дорога была открыта в Англии. Не все приветствовали паровоз так восторженно, как, например, философ Бокль: «Локомотив более способствовал сближению людей, чем философы, поэты и пророки с самого начала мира». И действительно, поезда изменили общение людей, да и всё стороны жизни многих пародов: Пророческими оказались слова Джорджа Стефенсона, обращенные к сыну Роберту и к компаньону: «Я думаю, что вы доживете до того дня, когда железные дороги заменят все другие способы перевозки товаров, когда почтовые кареты будут двигаться по рельсам, и новыми дорогами будут пользоваться как короли, так и их подданные. Будет время, когда также дешево будет путешествовать с помощью паровоза, как и пешком». Заканчивая спич, английский изобретатель паровоза пожаловался и на то, как трудно распространяются локомотивы, как медленно продвигается технический прогресс…
Стефенсон не преувеличивал: бдительные хранители здоровья человечества всерьез пугали современников Паровозами. Например, вот что говорили баварские медики: «Быстрота движения несомненно должна развивать у путешественников болезнь мозга… Но так как путешественники желают упорствовать и не боятся самой ужасной опасности, то государство, по крайней мере, должно оградить зрителей, которые… при виде несущегося локомотива могут получить ту же самую болезнь мозга. Поэтому необходимо железнодорожное полотно с обеих сторон обгородить высоким деревянным забором». О новшестве часто писали совсем в устрашающем тоне: «…Железные дороги помешают коровам пастись, а курам нести яйца; отравленный паровозом воздух будет убивать пролетающих над ним птиц… Дома по краям дороги погорят, лошади потеряют всякое значение, овес и сено падут в цене.:, в случае разрыва паровоза вместе с ним будут разорваны и путешественники».
И все-таки паровозы сравнительно быстро завоевали мир. Осенью 1830 года была открыта конно-железная дорога Прага — Лана. Весной 1835 года Европа узнала о первой на континенте локомотивной железной дороге между Брюсселем и Мехельном. В этом же году открылась первая немецкая железная дорога. В 1837 году железную дорогу получили французы.
Естественно, что первые вагоны поездов того времени были похожи на карету, и кондуктор, словно кучер, восседал впереди на козлах. Вагоны соединялись лишь цепью и, конечно, при торможении и остановке с грохотом сталкивались. Поклажа размещалась на крыше, где имели право быть и пассажиры, и они восседали там, защитив глаза от искр и пыли очками. Поезда имели яркий вид. Локомотивы сверкали латунными частями, вагоны первого класса были желтыми, второго класса — белыми, третьего — синими. К поезду можно было прицепить и частный вагон, поезда и нем считалась у богатых людей особым развлечением. У нас, в России, на Николаевской дороге поначалу паровозная прислуга и кондуктора носили каски, были одеты в форму и снабжены тесаками.
Но вернемся к началу эры паровозов. Первая в мире железная дорога между английскими городами Стоктон и Дарлингтон с применением паровой тяги была открыта в 1825 году. На торжестве собралось много народу, некоторые не сомневались, что адский паровоз взорвется, однако все прошло благополучно и невиданное зрелище произвело на зрителей огромное впечатление. Поезд состоял почти из сорока вагонов, в которые нагрузили уголь и муку, а также и них были временно установлены сиденья для первых пассажиров; Управлять локомотивом решил сам строитель этой линий Джордж Стефенсон.
И все-таки окончательно восторжествовала идея устройства железных дорог только через 5 лет в сентябре 1830 года, после конкурса локомотивов. Состязались паровозы «Новость» Бретвета и Эриксона, «Несравненный» Гакворта и «Ракета» Стефенсона. Победила машина Стефенсона — она тянула груз в пять раз превышающий собственный вес, и ее предназначили для новой линии Ливерпуль — Манчестерская. При сооружении этой дороги длиной более 50 километров впервые в мире были решены сложные задачи железнодорожной техники — были построены мосты, путепровод, двухкилометровый тоннель, длинная выемка в скалистой породе и большая насыпь, пересекающая топкое болото, называемое Кошачьим. По этой дороге поезда уже ходили со скоростью не 10, а 30 километров в час. Здесь применили не чугунные, а железные рельсы щ каменных опорах, что позволило развить «Ракете» скорость даже до 50 километров в час. Ширина колеи, принятая на этой дороге Стефенсоном, стала эталонной для,дорог Европы. Дорога Ливерпуль — Манчестерская, построенная 150 лет назад, открыла эпоху строительства железных дорог во всем мире.
Всего лишь через три года после старта стефенсоновской «Ракеты» двинулся первый паровоз и в России, построенный отцом и сыном Черепановыми на Урале, на Нижнетагильских горных заводах. Небольшой «сухопутный пароход» возил более 200 пудов груза со скоростью 12—15 верст в час. Еще в 1816 году Александр I, будучи в Европе, видел в Мюнхене презабавный аттракцион: маленькая собачка катила по миниатюрным рельсам вагончики весом 100 килограммов. Это механик Иосиф фон Баадер демонстрировал русскому царю модель чугунной дороги. Самодержец смеялся и гладил собачку, не подозревая, что в это время в России уже была настоящая железная дорога длиной около двух километров, на Алтае, на Змейногорском руднике… Ее построил Фролов, и рельсы на этой дороге были уже с головкой. И вот в октябре 1837 года в России построена первая пассажирская дорога до Царского Села. Первый поезд вел профессор Герстнер. Дорога стоила 3 миллиона рублей. Были устроены на двадцатипятикилометровом пути гостиницы и башни с часами.
В самом конце прошлого столетия длина всей сети железных дорог земного шара уже равнялась 732 тысячам километров. Общая протяженность русских дорог была более 55 тысяч верст. Паровозов насчитывалось тогда в России Около 14 тысяч. Пассажирских вагонов — 15 тысяч. Товарных вагонов — более 300 тысяч. За 1901 год в России было перевезено более 100 миллионов пассажиров.
Нынче длина железных дорог только нашей страны —140 тысяч километров. Повсюду теперь мчатся тепловозы да электровозы, а паровозы, грустно погудев на прощанье, становятся памятниками. Что ж, пришел век ракет, и век стефенсоновской «Ракеты», век паровозов, уходит. Однако все сильнее ветвится по земному шару сеть железных дорог, а мало кто в этих сплетениях пытается отыскать коротенькие веточки первых дорог, и вообще кажется, что Железные дороги, как реки, были всегда, их не изобретали 150 лет назад…



Перейти к верхней панели