Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Образовательные путешествия по Уралу

Фенимор Купер в своем романе „Следопыт» увлекательно описывает, как один из его героев, поселившись в девственных лесах Америки, умел разбираться при всех обстоятельствах и мог находить выход по едва уловимым приметам и еле заметным следам.
Эта удивительная способность и завоевала ему имя „Следопыт”.
„Уральский следопыт» хочет доказать, что и среди его читателей — неограниченное количество таких следопытов.
Для этого, конечно, ехать в Америку не придется. Многие области социалистического строительства нашей великой родины и в частности Урала известны далеко еще не всем. Многие знают о них лишь понаслышке.
Их хорошо знает „Уральский следопыт», и он в ряде номеров ознакомит с ними своих читателей.
„Уральский следопыт” начинает длительную игру под названием „Образовательные путешествия по Уралу“. Каждый участвующий в ней сможет показать свои способности следопыта,
Особенность игры заключается в стремлении рассказать и углубить среди читателей знания по физической и экономической географии нашего края в  наиболее занимательной форме,
В этой игре мы пользуемся следующим методом: передд читателями будет поставлен ряд вопросов на темы о малоизвестных участках социалистического строительства Урала.
Ознакомившись с ними, участник игры применяет методы следопыта, чтобы расшифровать ряд вопросов и решить задачу.
Решения направляются в редакцию „Уральского следопыта”. Фамилии читателей, правильно решивших каждую отдельную задачу в целом, будут опубликованы в том же номере, где помещается решение задачи.

ЗАДАЧА 1.
ТАИНСТВЕННЫЕ ЧЕРТЕЖИ
На перегоне Челябинск — Свердловск в одном из вагонов скорого поезда кем-то была забыта папка. В ней лежали неизвестные нам чертежи, снимок с которых помещен на четвертой странице обложки этого номера.
Как видите, на каждом из них нанесены географическая сетка и кружки двух видов: сплошные, маленькие черные, и более крупные, черные же, с тонким ободком. Все кружки соединены между собой жирными линиями. На одном из чертежей написано: МШТ 1 : ¼ . 000,000.
Для того, чтобы решить эту задачу, нужно:

  1. Попытаться соединить части чертежей вместе, так как они, повидимому, представляют собой одно целое.
  2. Получив немую географическую карту, надо нанести название каждой географической точки, обозначенной на ней кружком.
  3. Узнав, какая географическая местность изображена на карте, расшифровать, что за чертеж был найден в папке.

КАК ЧИТАТЬ НЕМУЮ КАРТУ?
Немую карту легко можно прочесть, если на ней нанесена географическая сетка и имеется масштаб. Каждый из нас знает, что географическая сетка состоит из вертикальных линий — меридианов и горизонтальных — параллелей. Каждый меридиан и каждая параллель имеют точно определенное место на всякой карте и отмечаются числом, обозначающим градусы.
Градусы широты, стоящие у параллелей, возрастают от экватора к полюсам (в северном полушарии — с юга на север, в южном же — наоборот). Они показывают, на каком расстоянии от экватора лежит искомая точка.
Возьмем, например, Свердловск. Определим его широту, т. е. узнаем, на каком расстоянии от экватора он расположен. Он лежит на 56° 50′ северной широты.
Для того, чтобы определить положение точки на карте, мало знать ее широту, надо знать и ее долготу, то-есть расстояние от начального меридиана.
Свердловск находится на 60° 37’ — вост. долготы по Гринвичу (за начальный меридиан принят Гринвичский). Градусы долготы возрастают с востока на запад.
Теперь мы найдем Свердловск на любой карте. Зная географическое положение точки, ее можно отыскать на всякой карте при помощи географической сетки и масштаба.
Масштаб употребляется для определения расстояния на карте. Он показывает во сколько раз местность, изображенная на карте, уменьшена по сравнению с действительным размером территории. Масштаб часто обозначают дробным числом, например 1:10.000.000. Эта дробь обозначает, что одному сантиметру на карте соответствует на местности 10.000.000 сантиметров или 100 километров.
Длина меньше 100 километров будет выражаться долями сантиметра: 75 километров соответствуют семи с половиной десятых частей сантиметра.



Перейти к верхней панели