Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Со времени трагической гибели туристской группы под руководством Игоря Дятлова прошло более полувека. Но к тем давним событиям я мысленно возвращаюсь периодически снова и снова. Будучи свидетелем поисковых работ, в памяти моей сохранилось немалое количество конкретных фактов, которые далеко не всегда укладываются в стройную логическую линию. И такие нестыковки заставляют анализировать их вновь и вновь…

Каменная гряда

Декабрь 1958 г. В то время я был членом маршрутной комиссии городской туристской секции в г. Свердловске. Наши заседания проходили «на голубятне». Так называли мы тогда большую комнату на верхнем цокольном этаже в красивом доме профсоюзов, расположенном около плотины на р. Исеть в центре города (здание это ныне входит в комплекс резиденции областного губернатора). Комнату эту выделили для областного клуба туристов, только что организованного. Игорь Дятлов в начале 1959 г. принес свою заявочную книжку на совершение похода по Северному Уралу. Предложенный им маршрут сразу же заинтересовал меня потому, что я готовил свое путешествие тоже в феврале месяце и тоже на Северный Урал. Но наш маршрут проходил по району, расположенному несколько южнее пути, который планировал Игорь. Уже при второй встрече, когда Игорь приходил ко мне домой, мы обсуждали вопрос о возможной встрече наших групп на горе Ойка-Чакур (так она называлась на картах того времени). Эта вершина находилась на конечной части их пути. А мы планировали подняться на эту гору в начале маршрута. Здесь отмечу, что встретиться нам на горе Ойка-Чакур было не суждено, в том числе и потому, что нам пришлось почти на десять дней перенести срок нашего выхода на маршрут. Поэтому мы надеялись на горе Ойка-Чакур только найти записку Дятлова.

Наша группа была сборной. В ее составе находились туристы педагогического и горного институтов, с Уралмаша. В группе были также В. Гранин (из г. Гари) и Г. Атманаки (из г. Первоуральска). Добрались до п. Вижай. Пошли на лыжах вверх по течению р. Северной Тошемки. После третьего дня пути ночевали в доме манси Александра Прокопьевича Бахтиярова. А еще через пару дней поднялись на вершину Ойка-Чакур. Но там не нашли записки Дятлова. Решили, что их группа севернее свернула с запланированного маршрута и ушла в п. Вижай. Их верховий р. Вижай мы взошли на гору Ялпинг-Ньёр. В жестяной банке нашли записки московских и ленинградских туристов. Одна из записок оставлена 18 февраля 1957 г. группой свердловских туристов под руководством И. Дятлова. В. Шунин, участник того похода, в своем дневнике записал: «До гребня по вчерашней лыжне добрались быстро. Там нас ждала неприятная новость – вершины не было видно и вообще ничего не было видно. Быстро «утеплились». Ветер, облака и мы среди них… Огромные камни, снежные «шапки», трещины, нагромождение камней – весь этот вид подавлял и внушал страх перед многочасовой трудноизменяемой природой. Выстрел! Вершина взята! Все взволнованно оглядываются, но кроме облаков ничего не видно. Пишем традиционную записку, не обнаружив других… Спуск обратно. Порой молочное покрывало, как бы внемля нашим просьбам, открывает нам картины…»

Группа Дятлова на горе Ялпинг-Нье (1957 г)

В этой записке есть приметное слово – «выстрел». Сохранилась фотография группы Дятлова на заснеженной вершине с триангуляционным знаком. Один из восходителей действительно держит в руках ружье. Судя по запискам, найденным нами на вершине Ялпынг-Ньёр, группа Дятлова совершила первопрохождение в зимних условиях на эту гору.

Далее на нашем пути утром 17 февраля 1959 года в залесенной лощинке мы видели необычное явление. О нем я так записал в своем отчете о путешествии: «Наутро мы наблюдали интересное явление природы. Около семи часов утра на восточном небосклоне появилась светлая точка, которая начала расти, приближаясь к земле и двигаясь с северо-востока на юго-запад. Внутри увеличивающегося светлого пятна появилась более яркая звездочка, которая за 1-2 минуты разрослась до размеров полной луны. Затем центр этого пятна потемнел. А весь светлый круг начал растаивать и скрылся за высоким залесенным увалом. Вероятно, это метеор. Это необычное явление вызвало много разговоров…»

Каменная гряда

Позднее на допросе свидетель Г. Атманаки, участник нашего похода, об этом явлении записал следующее: «17 февраля я и Владимир Шавкунов встали в 6.00 утра, чтобы приготовить завтрак на группу… Небо было пасмурное, туч и облаков не было, но была легкая дымка… Сидя лицом к северу и случайно повернув голову на восток, я увидел, что на небе на высоте 30 градусов разлилось молочно-белое размытое пятно размером примерно 5-6 лунных диаметров и состоящее из ряда концентрических окружностей… Я сделал замечание своему партнеру, что вот, мол, как разрисовало луну. Тот подумал и сказал, что, во-первых, луны нет, а кроме того, она должна быть в другой стороне… В самом центре этого пятна вспыхнула звездочка, которая несколько секунд оставалась прежних размеров, а затем начала резко увеличиваться в размерах и стремительно двигаться в западном направлении. В течение нескольких секунд она выросла до размеров луны, а затем, разорвав дымовую завесу или облака, предстала громадным огненным диском молочного цвета размером в 2-2,5 лунных диаметра, окруженным все теми же кольцами бледного цвета. Затем, оставаясь тех же размеров, шар начал блекнуть, пока не слился с окружающим его ореолом, который, в свою очередь, расползся по небу и потух. Начинался рассвет. На часах было 6.57, явление продолжалось не более полутора минут…  Лично у меня создалось впечатление, что в нашу сторону падает какое-то небесное тело… Мелькнула мысль, что в соприкосновение с землей входит другая планета, что сейчас последует столкновение и от всего земного не останется ничего… Не знаю, каким образом Карелин сумел молниеносно выскочить из спального мешка и выбежать в носках в нижнем белье на улицу…»

Прошу обратить внимание на оценки описываемого явления, сделанные непосредственно в 1959 г. Я назвал такое явление «природным», «метеором». А Георгий Атманаки – «какое-то небесное тело». В далеком 1959 г. мы даже предположить не могли, что такое явление могло быть результатом какого-то земного технического воздействия. Однако через несколько лет телевидение стало показывать старты космических ракет. И в целом ряде телевизионных картинок я видел именно то «явление», которое успел заметить 17 февраля 1959 г. Такие «явления» на телевизионном экране возникали каждый раз, когда оператор снимал уходящую ввысь ракету «снизу вверх», «в хвост ракеты». Вот тогда-то у меня и появилась мысль о том, что, возможно, 17 февраля 1959 г. мы видели старт какой-то ракеты.

Придя к такой мысли, я инициировал запросы – письма от свердловских туристских и спортивных организаций. Но все ответы были как под копирку одинаковы: «В период конец января – февраль 1959 г. в Советском Союзе старты ракет не производились». Секретность космических мероприятий долго была стопроцентной.

Второй этап моей сопричастности к событиям трагедии группы Дятлова связан с участием в поисковых работах. 24 февраля мы закончили свой маршрут в г. Покровск-Уральский. Доехали до г. Серова, где должны были сделать пересадку на другой железнодорожный поезд. Во время обеда в городской столовой к нам подошел местный житель и поинтересовался, не нас ли разыскивают в районе г. Ивделя. Мы сразу же поняли, что приключилась беда с группой Дятлова. Позвонили в Свердловск. Нам пояснили, что ведутся поиски группы Дятлова, и предложили отправиться в г. Ивдель и принять участие в поисковых работах.

Поздним вечером 25 февраля шесть человек из нашей туристской группы, только что вернувшейся из сложного лыжного путешествия (В. Скутин, Е. Сердитых, Г. Атманаки, В. Шавкунов, Б. Борисов, В. Карелин), приехали в Ивдель.

Штаб поисков предложил нашей группе обследовать район, расположенный в верховьях р. Ниолс, на западном склоне Уральского хребта. Мы начали подготовку к заброске в этот участок поисков. 26 февраля я с Е. Масленниковым на самолете совершили облет значительной части запланированного маршрута группы Дятлова. Пролетели и над верховьями рек Ауспии и Лозьвы, и над горой Холат-Сяхл. Но с высоты полета ничего подозрительного не заметили. Вечером 26 февраля пришла радиограмма от Слобцова с известием о найденной пустой палатке группы Дятлова.

Палатка Дятловцев

27 февраля с первым вертолетом наша команда высадилась у каменных останцев у склона горы Холат-Сяхл. Встретили ребят из группы Слобцова. Они указали нам кедр, около которого лежали два замерзших человека. У кедра Е. Сердитых сделал фотографию погибших, которая ныне отражает реальную, никем не тронутую картину и отметает немалое число различных фантастических предположений современных любителей поболтать о том, что они в действительности не видели. Нашей команде был дан  приказ подобрать место для поискового лагеря. Не желая оставлять новые следы в районе палатки Дятлова и учитывая стрессовое, подавленное состояние группы Слобцова, было решено лагерь установить в долине р. Ауспии. К тому времени на вертолетах прилетела большая группа поисковиков. К тому же на лыжах подошла команда Чернышова. Все спустились с перевала вниз, в долину р. Ауспии. Установка большой армейской палатки проводилась уже в темноте и затягивалась. Наша команда быстро поставила свою походную палатку, в которой мы провели первую ночь поисков. Но на следующий день мы перебрались в общий шатер.

28 февраля мы быстро поднялись на отрог горы Холат-Сяхл, к каменным останцам, и ушли к палатке Дятлова. Там участвовали в разборе вещей, оставшихся в этой палатке. К сожалению, никто не вел протокола и записи расположения этих вещей. Да такое описание вряд ли могло дать реальную информацию. Во-первых, Слобцов и Шаравин, первыми нашедшие палатку 26 февраля, переместили вещи внутри нее. К тому же 27 февраля несколько поисковиков тоже осматривали внутреннее пространство палатки и вынули несколько лыж из-под палатки. Поэтому не удивительно, что фонарик оказался снаружи, на снегу, лежащем на палатке: он мог просто выкатиться изнутри при подъеме разорванного ската палатки.

Следы

Недалеко от палатки мы обнаружили… следы ног человеческих. Их было примерно 8-9 пар. Цепочки следов спускались вниз по склону. По мере спуска вниз характер следов изменялся. В начале они скорее имели форму вмятин в снежную поверхность. Но затем приобрели вид своеобразных «столбиков», выступающих на несколько сантиметров над снежной поверхностью. В местах расположения следов мы ходили осторожно, стараясь не задеть их. Но любопытство одолело меня. И однажды я носком ботинка задел один след. А он оказался – ледяным. Бью по следу ботинком, а ему хоть бы что – целехонек. В те далекие февральско-мартовские дни у меня не заострилось внимание на ледовой структуре следов. Но позднее характер следов в моих рассуждениях приобрел весьма большое значение. Почему следы были ледяные? На снежных склонах я сам оставлял следы своих ног. Но через день-два от моих следов не оставалось и следа: ветер стабильно их уничтожал. А вот ледяные следы группы Дятлова сохранились более месяца. Я уехал с поисков 8 или 9 марта. И до этого времени следы точно сохранились. К сожалению, никто не зафиксировал весеннюю дату дня, когда эти следы растаяли. Что могло повлиять на образование ледяных следов? Навряд ли они могли образоваться при сходе снежной лавины или завываний ветра на скалах. Скорее всего, это результат какого-то внешнего теплового технического воздействия.

Двигаясь вниз по склону, вдоль по цепочкам следов, мы подходили к трем каменистым грядам. На каменистых местах следы исчезали. А между грядами снова появлялись. Следы окончательно исчезли только на рыхлом снегу в районе кустарниковой растительности. Весьма важен тот факт, что такие каменные гряды представляли собой практически ледовую поверхность. А изо льда торчало множество камней. То плоские, то острые, конусообразные. Пройти вниз по склону, пересекая такую ледово-каменистую гряду, было весьма не просто. Я сам, однажды поскользнувшись, приземлился буквально рядышком с острой каменюкой. Как смогли преодолеть эти ледяные каменные гряды туристы, покинувшие палатку и спускающиеся вниз по склону? Да еще в темноте ночи. Скорее всего, именно на таких каменных грядах они и получили основные телесные травмы, по схеме: движение, скольжение, падение, удар о камень. Если попадался плоский камень – поломались ребра, если камень был острый – травма головы.

Но главное – в другом аспекте этих ледовых каменных гряд. В феврале-марте 1959 г. я, как и все другие поисковики, воочию видел структуру таких гряд – лед и камни! Это – реальный и неоспоримый факт! В последующие годы я неоднократно бывал летом в этом месте на склоне горы Холат-Сяхл. А в зимних условиях еще раз увидеть это место мне не пришлось. Видел ли кто-нибудь в зимних условиях район каменных гряд в годы, последующие после трагедии? Такой вопрос я задавал многим, кто осматривал зимний склон горы Холат-Сяхл. И всегда получал одинаковый ответ: зимний склон горы был монотонно снежным. И никаких каменных гряд не просматривалось. По моей просьбе на сайте фонда Дятлова был размещен этот мой вопрос. Прошло более года. До сих пор никто не сказал мне, что он видел зимой каменные гряды в этом месте.

Каменная гряда

Таким образом, в зимние дни февраля-марта 1959 г. ледово-каменные гряды четко просматривались на склоне, по которому спускалась группа Дятлова. А в последующие годы в зимних условиях никто не видел здесь таких каменистых гряд. Следовательно, можно сделать следующий вывод: ледово-каменные гряды просматривались только в феврале-марте 1959 г. А все последующие годы снег полностью покрывал склон горы. Но, может быть, в 1959 г. выпало мало снега? На этот вопрос следует ответить отрицательно: на поисковых работах несколько в стороне от ледово-каменных гряд мы зондировали склон, и иногда зонд длиной 1,5 м полностью уходил в снег. Следовательно, в 1959 г. снега в районе горы было предостаточно. Но в районе рассматриваемых гряд почему-то снега практически не было. А между камнями на грядах был лед. По какой причине могло произойти такое изменение – снег превратился в лед? И только в локальном месте! Скорее всего, причина такой трансформации в мощном тепловом воздействии. Но источник, несомненно, техногенный! Если не прибегать к фантастическим вариантам – НЛО или беспроводная передача энергии на большие расстояния.

Таким образом. можно констатировать два бесспорных реальных факта: наличие ледяных следов и ледово-каменистых гряд в локальном месте на склоне в районе палатки группы Дятлова. Эти факты зафиксированы только в 1959 г. И в последующие годы ничего подобного не наблюдалось. Следовательно, 1 или 2 февраля 1959 г. в районе палатки группы Дятлова произошло какое-то экстраординарное техногенное событие. Оно вызвало локальное термическое оплавление с последующим охлаждением – снег превратился в лед. И именно такое событие могло стать причиной того, что туристы покинули палатку.

Следы и камни

Сейчас я не могу высказать какую-либо версию о конструкции технического изделия, которое могло оказать рассмотренное выше тепловое воздействие. Скорее всего, такое изделие передвигалось в воздушном пространстве. Возможно, полет его был управляемым, как у ракеты «Буря», которая испытывалась именно в период времени, когда погибла группа Дятлова. Кстати, об информации по запускам ракет в 1959 г. В 1990-е годы оппоненты убеждали нас в том, что в феврале-марте 1959 г. российских запусков ракет вообще не было. Затем признали, что был запуск ракеты с Байконура 17 февраля 1959, а чуть позже – и 31 марта 1959 г. В 2010 году была опубликована книга «Особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.)» (составители В.И. Ивкин и Г.А. Сухина). В книге приложен список запусков ракет в Советском Союзе за период 1945-1959 гг. Случайное совпадение: последний год в этом списке – 1959 г., когда произошла трагедия с туристами на Северном Урале. В таком списке находится информация, весьма интересная для обсуждаемой здесь темы. 17 февраля 1959 г. со стартовой площадки на полигоне Байконур был произведен запуск ракеты Р-7. Старт и полет ракеты прошел нормально. Ракета пролетела по штатной траектории на заданное расстояние 6307,25 км. Следы запуска этой ракеты я наблюдал утром 17 февраля 1959 г., находясь в тайге на Северном Урале.

31 марта 1959 г. с этой же стартовой площадки был произведен еще один запуск ракеты Р-7. Пуск был аварийным. Вследствие утечки масла из редуктора насоса подачи перекиси в ходе полета ракета не набрала заданной скорости и упала в 300 км северо-восточнее города Якутска с недолетом до цели 1300-1400 км. Следы запуска этой ракеты 31 марта 1959 г. видели поисковики, которые находились в лесу в долине р. Ауспии на Северном Урале.

Наконец, самая любопытная информация в этом списке. 2 февраля 1959 г. со стартовой площадки на полигоне «Владимировка» был произведен запуск ракеты Р-5М с номером Б1-4(8К-52) на заданное расстояние 1167,2 км. Старт и полет ракеты был аварийным, с ненормальной работой на земле. Оппоненты и здесь «поют» негативную «песню»: мол, ракета Р5-М не могла долететь до места трагедии с туристами – расстояние от места старта ракеты до горы Холат-Сяхл около 1700 км, а ракета могла лететь только на 1167 км. Однако оппоненты не учитывают следующий факт. 1167,2 км – заданное плановое расстояние. А полная дальность полета ракеты составляет значительно большую величину. Различие планового, заданного расстояния и полной дальности полета ракеты подтверждается следующими данными из выше упомянутой книги. Ракеты Р-7 неоднократно летали на Камчатку, на заданное расстояние 6300 км. Но ракета Р-7, запущенная 31 мая 1959 г., превысила заданную скорость и ушла на полную дальность. Двигатель ракеты работал до выгорания топлива и ракета пролетела расстояние, на 2000 км превышающее заданную длину полета. Аналогичный случай по такой же причине произошел при запуске ракеты Р-7 9 июня 1959 г., когда ракета пролетела расстояние, превышающее заданное на 2175 км. Наконец, 22 и 25 октября 1959 г. были  проведены запуски ракет Р-7 в район Тихого океана специально на полную дальность. Поэтому заданное плановое расстояние до конкретной цели не является возможной полной длиной полета ракеты. К сожалению, до сих пор не известна полная, предельная длина полета ракеты Р-5М.

Впрочем, не ясно – имеет ли какое-то отношение аварийный запуск ракеты Р-5М 02.02.1959 г. к гибели группы Дятлова.

В итоге соображения, изложенные выше, склоняют меня к мнению о том, что гибель туристов группы Дятлова, скорее всего, связана с каким-то мощным тепловым воздействием технического характера, которое и заставило туристов покинуть палатку.