Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Кто живёт в Ледяном озере?

Эпитеты «таинственное», «загадочное» часто встречаются в сочетании с названием чукотского озера Эльгыгытгын. Действительно, водоем необычный: совершенно круглое, очень глубокое озеро диаметром 12 километров лежит в правильном кольце невысоких сопок, О происхождении этой странной котловины было много споров, но сейчас большинство ученых склоняются к метеоритной гипотезе. Полагают, что три-четыре миллиона лет назад здесь упал крупный железо-никелевый метеорит, образовав воронку диаметром около 18 км. Центральная, южная и восточная части кратера в настоящее время заполнены водой.
Озеро Эльгыгытгын — одно из самых известных в Восточной Сибири после Байкала и озера Лабынкыр в Якутии. Последнее прославилось тем, что здесь видели «плезиозавра». Есть сведения, что нечто подобное водится и в Эльгыгытгыне. Этот район и сейчас относится к труднодоступным — попасть сюда можно только спецрейсом вертолета, расстояние до ближайшего жилья около 200 км. Озеро лежит на водоразделе: к северу и западу от него расположены истоки реки Чаун, впадающей в Северный Ледовитый океан, на востоке — верховья реки Юрумкувеем, относящейся к Анадырскому бассейну. Из озера вытекает Энмываам — одна из крупнейших на Чукотке рек. От ее истока до поселка Усть-Белая на Анадыре по воде около четырехсот километров, половину этого расстояния река течет в скалах, зачастую в настоящем каньоне с порогами.
Климат на озере Эльгыгытгын суровый: как-никак 68 градусов северной широты, да еще 500 метров над уровнем моря. Лето очень короткое, но даже в июле по-настоящему теплых дней бывает немного. Зато снегопад на 2—3 дня среди лета — обычное дело; в 1979 году, например, только в августе снег выпадал 8 раз. Здесь не растут деревья, везде лишайники, трава или г олые осыпи, из кустарников встречаются только стелющиеся по земле ивы. Эльгыгытгын недаром означает по-чукотски «ледяное, нетающее озеро»: лед распадается только к концу июня и еще примерно месяц тает, а ледостав наблюдается уже к концу сентября.
Температурный режим озера уникален: в августе вода у поверхности была всего полтора градуса, а на глубине 50 метров — только 2,5 °С. В июне температура воды подо льдом составила 2 градуса. А ведь в других озерах и на меньшей глубине находится слой наиболее плотной воды с температурой 4°С.
Берега озера низкие, песчано-галечные, только с юго-востока к воде подходят невысокие скалы, розовые от лишайника. При ветре плавающие поля двухметрового льда напирают на берег, образуя высокие валы, которые напоминают следы работы бульдозера. Глубина достигает 179 метров, прозрачность воды, измеренная подо льдом,— 35 метров. С лодки на глубине 10—15 метров хорошо видно дно и плавающих рыб. Над большими глубинами вода имеет жутковатый чернильно-фиолетовый оттенок и кажется необычно тяжелой и вязкой.
Впервые я побывал на Эльгыгытгыне в 1979 году. Нас (ихтиологов магаданского Института биологических проблем Севера) привели сюда сведения о необычных рыбах, обитающих в озере. Интересная подробность: в окрестностях озера не было обнаружено ни малейших следов оледенения — жизнь в нем могла существовать непрерывно с третичного периода. Тут могли выжить те виды животных (в том числе и рыб), которые в других местах давно вымерли. В умеренных и высоких широтах встретить подобный уникальный водоем не так-то просто.
В озере были обнаружены 4 вида рыб: сибирский хариус, подкаменщик и две формы гольцов. Хариус и подкаменщик встречаются довольно редко и только у берегов, вероятно, они случайно заходят в озеро из реки Энмываам. Одна из форм гольца оказалась боганидской палией, известной ранее только из некоторых озер Таймыра. Это крупная хищная рыба, достигающая веса десяти килограммов. Другой голец не бывает крупным (вес не более 100 граммов) и обитает на значительных глубинах, к берегу он подходит только ночью — для нагула и нереста. Этот голец оказался новым для науки видом и получил название «малоротая палия». Рыба имеет необычно большое для гольцов число жаберных тычинок и питается зоопланктоном — мельчайшими рачками.
В желудке пойманной в то лето крупной боганидской палии оказались две странного вида полупереваренные рыбешки, не похожие на известных нам лососевых рыб. Стало ясно, что в водоеме обитает еще «кто-то».
Второй раз нам удалось попасть на Эльгыгытгын только в 1985 году. Несколько дней не было погоды, но вот в час дня 20 августа на наш стационар в поселке Марково позвонили из аэропорта: «Грузитесь, летим». Поднимаемся и идем сначала на восток над рекой Анадырь, потом на север. Через полтора часа полета делаем посадку на реке Энмываам в 30 километрах ниже озера — нужно оставить здесь часть груза для сплава, ведь уходить с озера нам придется по воде. Оставляем продукты в железной бочке (от медведей), бензин и немного дров. Опять взлетаем и через десять минут высаживаемся на озере — возле избы, поставленной у истока реки.
В первые дни в контрольные сети, выставленные у берегов озера, попадалась только боганидская палия. Пойманную рыбу измеряем, взвешиваем, исследуем содержимое желудка, извлекаем из черепа отолиты (слуховые камешки), по которым потом, зимой, будем определять возраст. В желудках часто находим остатки тех же необычных рыбешек, но самих их поймать долго не удается. Но вот наконец-то в сети, выставленные на глубине 60—70 метров, попалось сразу несколько десятков некрупных (до 30 см) рыб настолько странного вида, что сразу и не поймешь, куда их отнести — к гольцам или хариусам. Прежде всего бросаются в глаза огромные черные плавники с белой каймой, особенно выделяются грудные плавники, похожие на крылья. Окраска тела оливковая с металлическим отблеском и мелкими белыми пятнами. Голова по форме напоминает хариусовую, но на челюстях небольшие клыковидные зубы (см. слайд на 3-й стр. обложки).
Изучение этой необычной рыбы показало, что она резко отличается от всех известных представителей подсемейства лососевых. Это не только новый для науки вид, но и новый род. Рыбу назвали длинноперая палия.
Удалось выяснить и некоторые особенности ее биологии. Оказалось, что эта рыба постоянно держится на глубине более 40—50 метров и, в отличие от малоротой палин, строго у дна. Питается она мелкими беспозвоночными, в основном зоопланктоном и редко бокоплавами. Растет длинноперая палия очень медленно: восьмисантиметровая рыба имела возраст 9 лет, в 25 лет длина 30 сантиметров. Наибольшая продолжительность жизни этого вида — 30 лет. Как и малоротая палия, длинноперая палия является эндемиком озера Эльгыгытгын, то есть не встречается больше нигде. .
А кто живет на самом дне озера?



Перейти к верхней панели