Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Это было в конце 1934 года в Париже. После рабочей демонстрации в скромном парижском кабачке сидел человек, погруженный в свои думы. Появилась группа демонстрантов, которая пела революционные песни — «Марсельезу», «Интернационал», «Красный Веддинг». Увидев сидящего в углу молчаливого человека, кто-то воскликнул:
— А что же ты, буржуй, не хочешь с нами петь?
Человек, плохо владевший французским языком, все же рискнул запеть песню «Красный Веддинг». Тогда-придирчивые парижане, перебив его, заметили:
— Э, да ты, брат, фальшиво поешь и к тому же путаешь хорошую песню.
Каково же было смущение парижских рабочих, когда они узнали, что перед ними находится композитор, автор революционных песен «Красный Веддинг», «Коминтерн», «Песня солидарности», «Песня единого фронта» Ганс Эйслер!
Немецкий композитор Ганс Эйслер родился 6 июля 1898 года в Лейпциге. Еще в юности примкнул к социалистической партии. Во время первой мировой войны написал ораторию «Против войны». Огромное значение в деятельности Эйслера сыграло его творческое содружество с прогрессивными писателями — Б. Брехтом, Э. Вайнертом, Ф. Вольфом, К. Тухольским, а также с певцом Э. Бушем, для которого Эйслер создавал яркие боевые и сатирические антифашистские песни, имевшие огромный успех в рабочей аудитории.
В 1932 году Ганс Эйслер принял предложение голландского кинорежиссера Йориса Ивенса написать музыку к документальному фильму «Песнь о героях» («Комсомол») по сценарию советского автора Сергея Третьякова. В этом же году он приезжал на Урал. С восхищением наблюдал строитёльство Магнитогорского металлургического комбината. Об этом приезде Ганса Эйслера в Магнитогорск сообщалось в журнале «За Магнитострой литературы»:
«Недавно Магнитогорск посетил известный пролетарский поэт и композитор Ганс Эйслер для совместной работы с режиссером Ивенсом и сценаристом Склютом над фильмом «Комсомол»… Тов. Эйслер своей работой над фильмом «Комсомол» хочет создать боевую молодежную пролетарскую песню о «Комсомоле Магнитостроя».
Ганс Эйслер написал музыку для фильма о магнитогорских комсомольцах. Она в фильме занимает большое место.
Творческим итогом пребывания Эйслера в СССР явились и несколько песен на слова советских поэтов. На слова Семена Кирсанова была написана «Песня советских летчиков». Написал композитор и «Песню комсомольцев Магнитки» на слова С. Третьякова.
Трудную жизнь прожил немецкий композитор. В 1933 году он вынужден был покинуть родину. В 1937 году вместе с Э. Бушем он выступал в республиканской Испании. Здесь сочинил для интернациональных бригад ряд песен. В 1938 году переехал в США, где работал в Голливуде. В 1942— 1947 гг. был музыкальным ассистентом Чарли Чаплина. В 1948 году по обвинению в коммунистической пропаганде был арестован и выслан из США. С 1950 года жил в Берлине. Это он написал государственный гимн ГДР. 6 сентября 1962 года Ганс Эйслер скончался.
В СССР Эйслера хорошо знают как творца международной революционной песни. Особую гордость уральцев вызывает то, что среди песен крупнейшего композитора мира есть и песня об Урале — «Песня комсомольцев Магнитки».

Путёвка в жизнь
Роман ЕНАКАЕВ
Кто не помнит вожака беспризорников из первой советской звуковой кинокартины «Путевка в жизнь»?!
…Осенью 1926 года на марийское отделение рабфака при Казанском университете поступил по путевке Сернурского канткома комсомола парень из деревни Купсола йыван Кырля.
— Родился в 1909 году,— рассказал он членам приемной комиссии,— жил в деревне, пастушил, батрачил, просил милостыню. Кулаки зверски убили отца за активное участие в работе комбеда…
После рабфака Кырля уехал в Москву, где поступил на актерское отделение кинотехникума. Его учителями были выдающиеся мастера советского киноискусства С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Л. Кулешов. Учась в техникуме, он часто снимался в массовых сценах фильмов.
Известный актер Михаил Жаров в своей книге «Жизнь, театр, кино» вспоминает:
«На роль Мустафы был отобран артист Новиков… Во время просмотра… всех поразил один парень, изображающий беспризорника. Когда стоявшие на страже ребята крикнули, что идет милиция, все беспризорники попрятались кто куда успел — по углам, лестницам, залезли в валявшиеся бочки и ящики… Был снят монтажный кусок: из бочки выглядывает беспризорный с лицом монгола в приплюснутой дамской старой шляпе. Когда показалось его озорное лицо с узкими, хитро смотрящими глазами, да еще в шляпе, раздался дружный хохот, а когда он, смешно крикнув «ку-ку», опять спрятался, зал разразился бурными аплодисментами.
— Да ведь это Мустафа!
— Лучше не найдешь!»
И тогда же в просмотровом зале режиссер Николай Экк решил перевести Кырлю на роль Мустафы.
Йыван познакомился с коммунаром Александром Умновым, бывшим главарем шайки беспризорных, считал его главным своим кинематографическим консультантом и мастерски перенес его жизненный опыт на экран.
О прекрасном исполнении Иываном Кырлей роли Мустафы тепло отзывались А. М. Горький, В. Мейерхольд, П. Железное. Датский писатель-классик Мартин Андерсен Нексе писал: «Сильное впечатление на меня произвела «Путевка в жизнь». Особо потрясает артист, играющий Мустафу…»
После окончания кинотехникума Иыван Кырля работал в студии «Востокфильм», создал ряд интересных образов. Известен он и как поэт, пишущий на родном марийском языке. В своих произведениях Йыван Кырлл (Константин Иванович Иванов) воспевал родной край, социалистический строй, тепло писал о своем отце, которого сразила кулацкая пуля. Были изданы три книги Й. Кырли.
Умер Йыван Кырля, когда ему не было и тридцати лет. В его стихотворении «Письмо» есть такие строки:
Был рабфаковцем
В Казани,
Бил стихами старый быт.
Мустафой
Стал на экране.
В этой роли знаменит….

Лакированные туфельки
Леонид ГОЛУБЕВ
Шел 1932 год. В один из январских вечеров в общежитии Свердловского педагогического училища имени Максима Горького обсуждался вопрос: кого послать делегатом на Всесоюзную конференцию пролетарского студенчества? Наконец, решили: в Москву поедет Маруся Кузьминых. Она — отличница, активная общественница, очень скромная.
Все бы хорошо, но вот в чем ехать: старые серые валенки были латаные-перелатаные, дырявые… Степан Мартьянов, комсомольский вожак, успокоил:
— А ты не вешай головы. Ничего не попишешь, коли нету нарядов. Там поймут, что ты пролетарского происхождения, Ну, а пимы я тебе сам подремонтирую…
Маруся была родом из деревни Жуково, что близ уральского города Режа. Детство прошло в бедной крестьянской семье.
В 1918 голодном году пришлось идти в люди: у одних была нянькой, у других пасла гусей. Маруся училась в педучилище и одновременно работала внештатным инструктором райкома комсомола, была членом областного бюро пролетарского студенчества.
В Москве делегатов встречали торжественно. Устроили их в гостиницу «Европа-Азия». А на следующий день Маруся пошла в Дом Союзов, где открывалась конференция. Только вошла в фойе и растерялась. Впереди — мраморные лестницы, колоннада, натертый до блеска паркет, изобилие хрустальных люстр и электрического света, бархатные дорожки… Остановилась в нерешительности, боясь ступить своими большими старыми пимами на все это великолепие.
А когда началась конференция и в президиуме появились Михаил Иванович Калинин, Надежда Константиновна Крупская, Мария Ильинична Ульянова, Маруся вдруг услышала свою фамилию: ее приглашали в президиум. И опять эти злосчастные пимы, они точно приросли к полу… Ее смущение заметила Надежда Константиновна Крупская, пригласила сесть рядом с собой.
А на следующий день Надежда Константиновна подарила Марусе ордер на туфли. Туфли выбирали в Мосторге, выбрали лакированные, отделанные замшей, на школьном каблучке. Марусе они казались сказочными. Это были ее первые настоящие туфли…
В 1938 году она закончила Ленинградский педагогический институт имени Н. К. Крупской.
Сейчас Мария Ивановна Сперанская (Кузьминых) на пенсии, но коммунист Сперанская — член райкома комсомола, активный работник совета ветеранов, постоянный гость школ города Свердловска…



Перейти к верхней панели