Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

"Красная звезда" идёт по Каме

В 1919 году под натиском Красной Армии колчаковские войска начали откатываться за Урал, в Сибирь. В. И. Ленин тогда приветствовал доблестную Вторую армию во главе с В. И. Шориным, которая освободила Ижевский и Боткинский за воды.
Жители районов Поволжья и Прикамья, откуда только что были изгнаны белые, переживали необычайные трудности: вконец была подорвана экономика, не забывалось горе, причиненное белым террором. Надо было ободрить людей. Ленин предложил ЦК партии, ВЦИК послать по Волге и Каме агитационный пароход. И такое решение было принято. В делегацию вошли инструкторы ЦК, члены ВЦИК, работники ВЧК, от Наркомпроса — член коллегии Надежда Константиновна Крупская. В дальний путь собралась и сестра Ильича — М. И. Ульянова.
В Нижнем Новгороде был оборудован как нельзя лучше пароход «Красная звезда», имелись кинозал, типография, радио, сельскохозяйственная выставка, книжный магазин… Звезда над рубкой, государственный флаг на мачте, яркие лозунги и плакаты украшали пароход и привлекали всеобщее внимание.
В пути Надежда Константиновна вела дневник. В нем она объясняла: «Задачи «Красной звезды» были — ехать по следам белых, нести агитацию, проводить линию, принятую на VIII съезде партии, закреплять всюду Советскую власть».
Пароход «Красная звезда» останавливался в Елабуге, Набережных Челнах, Карапулино, Камбарке, Сарапуле, Гольянах, Галево. Выехав 3 августа поездом в Боткинский за вод, который лишь 11 июня стал советским, члены агитбригады два дня проводили здесь работу среди населения. Состоялся многолюдный митинг в общественном саду. Н. К. Крупская просто и доходчиво говорила о первоочередных задачах Советской власти, необходимости участия женщин в социалистическом строительстве, о народном образовании и коммунистическом воспитании детей. Теперь на месте митинга установлена мемориальная доска.
Вот впечатления Н. К. Крупской от посещения ею Воткинска:
«…раньше было более 40 тысяч (жителей), теперь около 20, завод разрушен, работы еще не восстановились целиком, школьные помещения приведены в негодность. Учебники и учебные пособия уничтожены, библиотека сожжена, все культурные учреждения разорены. Город не получает газет, в нем нет радио, он оторван от всего света».
Н. К. Крупская и М. И. Ульянова посетили в Воткинске клуб металлистов — вторая мемориальная доска установлена ныне на здании кинотеатра «Звезда».
Последняя встреча Н. К. Крупской с воткинцами состоялась пятого августа на пристани Галево. Посетить пароход «Красная звезда» прибыла делегация учителей. Среди них был защитник Порт-Артура В. Н. Смирнов, организовавший в 1914 году в Воткинске частную мужскую гимназию. Как отметила в дневнике Крупская, старик учитель интересовался постановкой трудового воспитания в школе.
Поездкой Надежды Константиновны живо интересовался В. И. Ленин. Слал телеграммы, письма в Нижний и Казань. Спрашивал, есть ли на пароходе московские газеты? Сообщал о своей попытке привлечь к поездке А. М. Горького. Сохранилось письмо от 15 июля:
«Дорогая Надюшка! Пользуюсь поездкой Крестинского в Пермь, чтобы написать тебе… Узнал, что приступ болезни у тебя все же был. Значит, ты работаешь не в меру. Надо строже соблюдать правила и слушаться врача хорошенько… На фронтах восточных — блестяще. Сегодня узнал о взятии Екатеринбурга…»
Крупская впоследствии вспоминала об этой переписке:
«В 1919 году я ездила месяца два на агитационном пароходе «Красная звезда». В это время переписка затруднялась постоянным передвижением парохода. Но и те несколько писем, которые я получила от Ильича, я уничтожила, кроме одного, тотчас по прочтении, по старой конспиративной привычке».
К счастью, до нас дошли не одно, а два письма В. И. Ленина, посланные на пароход «Красная звезда». Их бережно хранила Надежда Константиновна, часто перечитывала.
«Красная звезда» еще долго несла службу на реках Каме и Волге. Возила пассажиров по линии Горький — Пермь и обратно. И лишь в последние годы ветеран-пароход поставлен на прикол у Старцевой горы на Каме, чуть выше города Сарапула. На пароходе размещается туристическая база. Каюта № 3, в которой ехала Н. К. Крупская, превращена в музей.



Перейти к верхней панели