Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Крутой лог – это лесной яр в двадцати минутах ходьбы от северной окраины уральского города Серова. Место  живописное, если не сказать легендарное. В годы гражданской войны здесь прятался от колчаковцев отряд красноармейцев, бежавших из города. В детские годы мы ходили туда играть в  «войнушку», вооружившись самодельными деревянными пистолетами и автоматами. Уже на подходе к логу начинали укрываться за деревьями и устраивать засады, прятались в высоких кочках сухого мшистого болота и попутно срывали горошины голубики и черники, алые бусинки костяники. Нередко во мху попадались нарядные бутончики сладкой морошки и княженики – «царской» ягоды, как мы её тогда называли, ближе к осени поспевали брусника с клюквой.

Слышите звучную певучесть этих названий? Их автор – народ, испокон веков кормившийся лесными дарами. Какое слово ни возьми, всё точно и к месту, ни убавить, ни прибавить: брус-ника, смо-родина, чер-ника, земля-ника. Со смородиной-родиной всё ясно, а почему  ника?  Впрочем,  понятно:  чтобы сорвать ягоду, надо низко поклониться земле-кормилице. К тому же Ника – это победа. Сходил в лес, покланялся, значит, победил свою леность, получил пользу и удовольствие от вкусного земного дара. Набегаешься, бывало, по болотам да полянам, устанешь от жары и комариного зудения, и ноги сами несут тебя к роднику. Он, любезный, пробил небольшое углубление у самой низины лога и сверкает на солнышке всеми цветами радуги. Словно приглашает: подходи,  всегда рад помочь утолить твою жажду.  Встанешь на коленки, низко поклонишься воде, опустив голову в природный колодец, и жадно пьёшь леденящую живительную влагу. Уже зубы ломит и живот раздулся как пузырь, а всё не перестаёшь кланяться спасительному ключу, чтобы с каждым глотком набраться земной силы.

Ладошками воду черпали редко. Стоило взять три-четыре пригоршни хрустального серебра, сразу хмурился и мутнел ключ-батюшка. Однако, ненадолго. Спустя две-три минуты он снова чист и светел – это пульсирующая из-под земли вода теснила муть,  прижимала её к стенкам, а вскоре и вовсе уводила по узкому руслу ручейка на самое дно Крутого лога. Каждую весну яр заполнялся бурными талыми водами, и когда они убегали в Сосьву-реку, оставался чистый ручей, подпитываемый родниками. Удивительное дело – сколько мы ни пили студёную ключевую воду, никто из нас простудой или ангиной не страдал. А ведь пили, пока зубы от холода не застучат. Да ещё и студили потное тело, обливая друг друга, и хоть бы что! Видно, с тех самых пор у меня на всю жизнь укоренилась привычка умываться холодной водой. Ополоснёшься, глубоко вдохнёшь бодрящую свежесть, и словно заново родился!

 

читать публикацию на uralstalker.ru 



Перейти к верхней панели